Израиль - вчера, сегодня, завтра - главная страница
карта сайта  карта сайта   о проекте Мегаполис  кто мы   e-mail  почта  
Израиль - вчера, сегодня, завтра - Главная страница
 

   Главная Алия Яков Кац Алия: если жена - русская.


Мемуары ватика


Репатриировался в Израиль в 1989 году из Могилева. Живу в Ришон ле Ционе. Программист. Работаю в компании "Безек".
Десять лет назад любопытства ради зашел в Интернет. Теперь вот никак не выйду.

Яков Кац





Алия: если жена - русская.



Электронная почта принесла письмо:
Я, гражданин России, хотел бы уехать в Израиль, но у меня жена - русская и есть маленькая дочка, которая по еврейским законам тоже русская. Я боюсь за ее будущее. Ответьте, пожалуйста, обоснованы ли мои опасения.
Вопрос очень серьезный - речь идет о человеческих судьбах. Очень многие смешанные семьи собираются репатриироваться в Израиль. Я не торопился отвечать. Я поговорил со многими людьми - с репатриантами и уроженцами страны, с религиозными и светскими, с евреями и русскими, с мужчинами и женщинами.
Проблемы репатриации гораздо шире, чем об этом говорится в письме.
Еврейская семья, разочаровавшись, может уехать в Канаду и оттуда поливать грязью Израиль, а смешанная - наоборот, живет здесь и радуется жизни. Почему?
Я приведу здесь мнение, которое сформировалось у меня в результате бесед и размышлений.
Все предыдущие волны алии состояли из людей, хорошо знакомых с еврейской традицией, с еврейским образом жизни. Они могли быть и светскими, но подавляющее большинство из них соблюдало хотя бы основные традиции и, во всяком случае, хорошо их знало.
Алия 70-х годов из России - это алия идеалистов, стремящихся раствориться в плавильном котле израильского общества, слиться с ним. И в значительной степени это им удалось.
Наша алия - это первая алия, порвавшая два поколения назад (конечно, в силу обьективных причин) с еврейством и в большинстве своем не стремящаяся менять здесь устоявшийся образ мышления.
Как человек, приехавший в самом начале этой алии (в марте 1989 года), могу засвидетельствовать, что здесь очень ждали нашу алию, надеялись на ее приезд. К нам отнеслись очень хорошо. Все вопросы решались легко, всюду улыбки, когда мои дети первый раз пошли в школу, весь класс выбежал радостно на улицу их встречать. Помощь мебелью, вещевые склады, всеобщая помощь новичкам во время войны в Персидском заливе...
Новоприбывшие, в свою очередь, хотели счастливо жить на новой Родине.
Что же произошло потом, почему отношения между уроженцами страны и новоприбывшимы в значительной степени ухудшились? Кто виноват? А никто конкретно не виноват. Виновата разница в ментальности.
Уроженцы страны, построившие и защитившие ее, ожидали, что мы примем ее традиции и обычаи, что мы, евреи, примем еврейский образ жизни, выучим иврит и будем на нем разговаривать. Ведь мы евреи и они евреи. Мы братья. Мы с ними просто вынужденно разлучились в прошлом. А теперь соединились. И приехавшие братья примут устоявшийся образ жизни семьи.
Я не собираюсь идеализировать уроженцев страны. Среди них есть умные и глупые, красивые и уродливые, честные и подлые. Есть свои герои. Есть свои преступники. Как в любой другой стране.
Но это наши братья. И их надо принимать такими, как они есть. У нас нет другого еврейского народа. И не будет.
Мы приехали из СССР. Нам все время внушали, что мы самые-самые. У нас, в СССР, и наука, и искусство, и армия, и люди - лучшие в мире. И у нас устоявшиеся взгляды на все случаи жизни.
Мы встретили каких-то странных евреев: одни в каких-то диких одеждах польской шляхты, другие - шумные, крикливые, и, как нам кажется, совершенно бескультурные.

Мы приехали в силу разных причин.
Некоторые из нас приехали потому, что хотели жить здесь, среди этого народа. В этом случае все эти странные евреи воспринимаются как братья. И их проблемы воспринимаются как наши проблемы, их радости - как наши. Они не виноваты, что они такие, и мы их любим за то, что они есть точно так же, как мы любим членов своей семьи. Скажите, как отнесутся в семье к долго страннствовавшему брату, вернувшемуся после долгой разлуки, и полюбившему родственников такими, как они есть, и стремящемуся работать на благо всей семьи?

Некоторые из нас приехали только потому, что им там стало плохо. Они уехали, но мысленно они там, им не хотелось бы уезжать, будь жизнь там полегче. Здесь все для них чуждо. И эти типы в лапсердаках, и эти мароканцы необразованные с вечно спадающими с пояса штанами, обнажающими наполовину ягодицы и с вечной цепью, напоминающей сказку Пушкина (златая цепь...). Эти аборигены никогда не читали лучших в мире - русских писателей, не знакомы с лучшим в мире - русским языком, и мы лучше их знаем, как обустроить Израиль. Они ленивы и бескультурны, и все время обманывают бедных, честных олим из России. И наша задача - обьединиться для самой бескомпромиссной войны с этими аборигенами. Оставим в стороне мелкие проблемы - борьбу с арабами, нехватку бюджетных средств и другую ерунду.
Главное - добиться своих прав. И квартиру должны дать государственную, и на хорошую работу устроить. Все нам должны только за то, что мы соизволили сюда приехать. И мы их победим.
Скажите, как отнесется семья к такому приехавшему братцу? Его будут любить? Нет, конечно. Но будут думать - как могло случиться, что брат стал таким неродным? И придут к единственно возможному выводу - брат не настоящий, он не еврей, а русский. А тут выясняется, что в алие едет много смешанных и даже просто русских семей. И кажется им, что в этом вся причина, и надо изменить закон о возвращении в сторону его ужесточения.
На самом деле все сложнее. Приезжает много еврейских семей, совершенно чуждых по духу Израилю. И им здесь плохо, и Израилю плохо от их присутствия здесь. И хорошо, когда они уезжают в Канаду.
Но я знаю немало смешанных семей, с русскими женами, которые приняли и полюбили эту страну, и люди полюбили их. Это только кажется, что аборигены - они тупые и не чувствуют отношения к ним. Чувствуют, и еще как, и отвечают тем же. И дети в таких смешанных семьях чувствуют себя хорошо. Они израильтяне. И их интересует точно то же, что интересует их сверстников из семей урожденцев страны. А обиды - они бывают, так же, как бывают в семье. И как Вы относитесь к братьям, по глупости и непониманию обидевшим Вас? Конечно, сначала обижаетесь, потом прощаете.
А как же со страхами, что дочка записана русской? Некоторые проходят гиюр, то есть религиозное приобщение к еврейству, и любая еврейская семья с радостью отдаст ей своего сына в мужья. Пройти гиюр - не просто - сначала записаться на курсы, потом учиться, потом сдавать экзамен, и надо соблюдать традиции.
А можно обойтись без гиюра, но тогда замуж она выйдет за того парня, для которого такой брак приемлем. И не надо обижаться, что не любая еврейская мать согласна отдать сына за русскую - ведь не любая русская мать в России согласна отдать сына за еврейку.

Итак, я могу сделать следующий вывод:
Если у Вас крепкая семья, если Вы хотите переменить весь ваш образ жизни и жить в еврейском обществе, если Ваша жена готова следовать за Вами в это общество и стать его интегральной частью, если Вас не страшат трудности абсорбции в новой стране, сломавшие уже не одну семью, то приезжайте. Полюбите эту страну, и она полюбит Вас. И детям Вашим будет хорошо, и все религиозные проблемы Вы сможете решить.
Если же Вы и Ваша жена не сможете вместе (важно - вместе!) принять еврейскую страну как родную, то Вам будет плохо, и Вашей жене будет плохо, и дочке Вашей будет плохо.
Видите - я не дал готового рецепта, я дал только пищу для размышлений, и только Вы вместе с Вашей женой должны для себя решить этот вопрос. И желаю Вам принять единственно верное решение для своей семьи.
И я готов продолжить отвечать на Ваши вопросы.

Октябрь, 1998

Яков Кац





  ©1996-2007   Megapolis Org   E-mail:   info@megapolis.org