|
|||||||
|
Мемуары ватика Репатриировался в Израиль в 1989 году из Могилева. Живу в Ришон ле Ционе. Программист. Работаю в компании "Безек". Десять лет назад любопытства ради зашел в Интернет. Теперь вот никак не выйду. Яков Кац |
Алия: если жена - русская. Электронная почта принесла письмо: Я, гражданин России, хотел бы уехать в Израиль, но у меня жена - русская и есть маленькая дочка, которая по еврейским законам тоже русская. Я боюсь за ее будущее. Ответьте, пожалуйста, обоснованы ли мои опасения. Вопрос очень серьезный - речь идет о человеческих судьбах. Очень многие смешанные семьи собираются репатриироваться в Израиль. Я не торопился отвечать. Я поговорил со многими людьми - с репатриантами и уроженцами страны, с религиозными и светскими, с евреями и русскими, с мужчинами и женщинами. Проблемы репатриации гораздо шире, чем об этом говорится в письме. Еврейская семья, разочаровавшись, может уехать в Канаду и оттуда поливать грязью Израиль, а смешанная - наоборот, живет здесь и радуется жизни. Почему? Я приведу здесь мнение, которое сформировалось у меня в результате бесед и размышлений. Все предыдущие волны алии состояли из людей, хорошо знакомых с еврейской традицией, с еврейским образом жизни. Они могли быть и светскими, но подавляющее большинство из них соблюдало хотя бы основные традиции и, во всяком случае, хорошо их знало. Алия 70-х годов из России - это алия идеалистов, стремящихся раствориться в плавильном котле израильского общества, слиться с ним. И в значительной степени это им удалось. Наша алия - это первая алия, порвавшая два поколения назад (конечно, в силу обьективных причин) с еврейством и в большинстве своем не стремящаяся менять здесь устоявшийся образ мышления. Как человек, приехавший в самом начале этой алии (в марте 1989 года), могу засвидетельствовать, что здесь очень ждали нашу алию, надеялись на ее приезд. К нам отнеслись очень хорошо. Все вопросы решались легко, всюду улыбки, когда мои дети первый раз пошли в школу, весь класс выбежал радостно на улицу их встречать. Помощь мебелью, вещевые склады, всеобщая помощь новичкам во время войны в Персидском заливе... Новоприбывшие, в свою очередь, хотели счастливо жить на новой Родине. Что же произошло потом, почему отношения между уроженцами страны и новоприбывшимы в значительной степени ухудшились? Кто виноват? А никто конкретно не виноват. Виновата разница в ментальности. Уроженцы страны, построившие и защитившие ее, ожидали, что мы примем ее традиции и обычаи, что мы, евреи, примем еврейский образ жизни, выучим иврит и будем на нем разговаривать. Ведь мы евреи и они евреи. Мы братья. Мы с ними просто вынужденно разлучились в прошлом. А теперь соединились. И приехавшие братья примут устоявшийся образ жизни семьи. Я не собираюсь идеализировать уроженцев страны. Среди них есть умные и глупые, красивые и уродливые, честные и подлые. Есть свои герои. Есть свои преступники. Как в любой другой стране. Но это наши братья. И их надо принимать такими, как они есть. У нас нет другого еврейского народа. И не будет. Мы приехали из СССР. Нам все время внушали, что мы самые-самые. У нас, в СССР, и наука, и искусство, и армия, и люди - лучшие в мире. И у нас устоявшиеся взгляды на все случаи жизни. Мы встретили каких-то странных евреев: одни в каких-то диких одеждах польской шляхты, другие - шумные, крикливые, и, как нам кажется, совершенно бескультурные.
Мы приехали в силу разных причин.
Некоторые из нас приехали только потому, что им там стало плохо.
Они уехали, но мысленно они там, им не хотелось бы уезжать,
будь жизнь там полегче. Здесь все для них чуждо. И эти типы в
лапсердаках, и эти мароканцы необразованные с вечно спадающими с
пояса штанами, обнажающими наполовину ягодицы и с вечной цепью,
напоминающей сказку Пушкина (златая цепь...).
Эти аборигены никогда не читали лучших в
мире - русских писателей, не знакомы с лучшим в мире - русским языком,
и мы лучше их знаем, как обустроить Израиль.
Они ленивы и бескультурны, и все время обманывают бедных, честных
олим из России. И наша задача - обьединиться для самой бескомпромиссной
войны с этими аборигенами. Оставим в стороне мелкие проблемы -
борьбу с арабами, нехватку бюджетных средств и другую ерунду.
Итак, я могу сделать следующий вывод: |
|||||||||||||||
|