|
|||||||
|
Мемуары ватика Репатриировался в Израиль в 1989 году из Могилева. Живу в Ришон ле Ционе. Программист. Работаю в компании "Безек". Десять лет назад любопытства ради зашел в Интернет. Теперь вот никак не выйду. Яков Кац |
Как мы ездили в Регбу. Мошав "Регба" известен в Израиле всем, читающим на иврите. Его рекламные плакаты с призывом покупать кухонную мебель можно увидеть на любом перекрестке страны. Мой двоюродный брат Владимир приехал в Израиль с семьей в 1990 году и поселился в "Регбе" по программе "Первый дом на родине". Да так там и остался, как говорится, "на постоянное место жительства". В этом типичном киббуцнике с окладистой бородой уже трудно признать бывшего секретаря парткома одного из заводов Бобруйска. Мошав "Регба" находится на севере страны, между Хайфой и Нагарией. Выращивают овощи и фрукты, занимаются животноводством. Освоили производство кухонной мебели высокого класса и продают ее на заказ в Израиле и в Европе. Я часто заезжал в мошав проведать брата по дороге на север, но после обильного обеда в его гостеприимном доме мое тело становилось каким-то лениво-непослушным и осмотр мошава мы оставляли на следующий раз. Но один раз мы осмотрели его основательно.Приехавшая к нам в гости из Могилева учительница Наташа захотела увидеть "настоящий колхоз, каким он должен был бы быть, если бы он был создан на самом деле." Природа в "Регбе" очень красивая. На поливку денег не жалеют. Все в зелени. У каждого жителя большой дом с ухоженным участком. Двери не замыкают - не от кого. Совершенно незнакомые люди со мной здороваются, улыбаются. Ну прямо как у беларускай веске. Построили двухэтажный клуб, бассейн.Для молодежи открыли конную секцию. По вечерам дискотеки, кружки по интересам. Отношения между людьми доброжелательные. Праздник одного - это праздник всех. Живут здесь, в основном, выходцы из Европы и Америки. Нередко люди приезжают с большими деньгами, иногда с миллионами. Сдают их в общую кассу и живут здесь на общих основаниях. Мне такого никогда не понять. Зарплата зависит только от количества членов семьи и от доходов мошава. А эффективность личного труда никак на зарплату не влияет. Эту психологию нам, индивидуалистам, понять нелегко. Зачем тогда стараться? Но у них другие понятия. Мужчины работают по 10 - 12 часов в сутки. Каждый умеет делать все работы в мошаве так как они периодически меняются рабочими местами. Женщины работают по 2 - 4 часа. Это зависит от количества маленьких детей. Можно, конечно, работать и за пределами мошава, например, программистом в Хайфе. Но зарплата идет в мошав, а на руки выдают сумму как всем. Вода, газ, медицина, бассейн, клуб, кружки, садовник, мелкий ремонт в доме - бесплатно. Зарплата небольшая, ее хватает на питание, одежду, мебель, на небольшие дополнительные удовольствия. Накопить на поездку за границу уже трудновато. Машин в личном пользовании нет - это запрещено уставом.В гараже стоит несколько легковых машин - все в отличном состоянии, не более 2 - х лет. Желающий взять машину записывается в журнал регистрации - какую машину он хочет взять, дату и время - от и до. А если машина опоздает после предыдущей поездки? Вова говорит, что такого не бывает. М-да. За эксплуатацию машины надо платить в зависимости от пробега. Получается немалая сумма. Но, конечно, дешевле, чем иметь свою машину. Кому-то такая жизнь нравится, кому-то нет, но ведь и живут там именно те, кому она нравится. Выполнение Ленинских заветов в чистом виде. "Если б мог товарищ Ленин на киббуцы посмотреть...".
И вот привозим мы с женой Наташу в "Регбу" и Вова после обеда и
вступительной лекции ведет нас на ферму. И стоят там 250 лощеных коров
и 250 бычков размера с годовалого слоненка. Стен нет - они здесь не
нужны, есть только навесы от дождя зимой и солнца летом. Везде чисто,
насыпан корм. Полная деревенская иддилия. Но людей нет. И тут начинаются
диалоги нашей гостьи с экскурсоводом.
Из фермы мы пошли осматривать мебельную фабрику. Была суббота и
завод не работал.Но двери огромного цеха размером с зал ожидания
в Шереметьево были открыты. Уезжала Наташа из мошава задумчивая - она видела наяву воплощенную ленинскую мечту, о которой так много говорили большевики, видела ее преимущества, подсознательно ощущала ее недостатки и меряла эту жизнь на себя - а хочется ли ей всю жизнь жить в таком вот мошаве - и, кажется, она так и не определилась с ответом. Ришон ле Цион, 1997 Яков Кац |
|||||||||||||||
|