Израиль - вчера, сегодня, завтра - главная страница
карта сайта  карта сайта   о проекте Мегаполис  кто мы   e-mail  почта  
Израиль - вчера, сегодня, завтра - Главная страница
 

   Главная Алия Яков Кац Как мы ездили в Регбу.


Мемуары ватика


Репатриировался в Израиль в 1989 году из Могилева. Живу в Ришон ле Ционе. Программист. Работаю в компании "Безек".
Десять лет назад любопытства ради зашел в Интернет. Теперь вот никак не выйду.

Яков Кац





Как мы ездили в Регбу.



Мошав "Регба" известен в Израиле всем, читающим на иврите. Его рекламные плакаты с призывом покупать кухонную мебель можно увидеть на любом перекрестке страны.
Мой двоюродный брат Владимир приехал в Израиль с семьей в 1990 году и поселился в "Регбе" по программе "Первый дом на родине". Да так там и остался, как говорится, "на постоянное место жительства". В этом типичном киббуцнике с окладистой бородой уже трудно признать бывшего секретаря парткома одного из заводов Бобруйска.
Мошав "Регба" находится на севере страны, между Хайфой и Нагарией. Выращивают овощи и фрукты, занимаются животноводством. Освоили производство кухонной мебели высокого класса и продают ее на заказ в Израиле и в Европе. Я часто заезжал в мошав проведать брата по дороге на север, но после обильного обеда в его гостеприимном доме мое тело становилось каким-то лениво-непослушным и осмотр мошава мы оставляли на следующий раз.
Но один раз мы осмотрели его основательно.Приехавшая к нам в гости из Могилева учительница Наташа захотела увидеть "настоящий колхоз, каким он должен был бы быть, если бы он был создан на самом деле."
Природа в "Регбе" очень красивая. На поливку денег не жалеют. Все в зелени. У каждого жителя большой дом с ухоженным участком. Двери не замыкают - не от кого. Совершенно незнакомые люди со мной здороваются, улыбаются. Ну прямо как у беларускай веске.
Построили двухэтажный клуб, бассейн.Для молодежи открыли конную секцию. По вечерам дискотеки, кружки по интересам. Отношения между людьми доброжелательные. Праздник одного - это праздник всех. Живут здесь, в основном, выходцы из Европы и Америки. Нередко люди приезжают с большими деньгами, иногда с миллионами. Сдают их в общую кассу и живут здесь на общих основаниях. Мне такого никогда не понять.
Зарплата зависит только от количества членов семьи и от доходов мошава. А эффективность личного труда никак на зарплату не влияет. Эту психологию нам, индивидуалистам, понять нелегко. Зачем тогда стараться? Но у них другие понятия.
Мужчины работают по 10 - 12 часов в сутки. Каждый умеет делать все работы в мошаве так как они периодически меняются рабочими местами. Женщины работают по 2 - 4 часа. Это зависит от количества маленьких детей. Можно, конечно, работать и за пределами мошава, например, программистом в Хайфе. Но зарплата идет в мошав, а на руки выдают сумму как всем.
Вода, газ, медицина, бассейн, клуб, кружки, садовник, мелкий ремонт в доме - бесплатно. Зарплата небольшая, ее хватает на питание, одежду, мебель, на небольшие дополнительные удовольствия. Накопить на поездку за границу уже трудновато.
Машин в личном пользовании нет - это запрещено уставом.В гараже стоит несколько легковых машин - все в отличном состоянии, не более 2 - х лет. Желающий взять машину записывается в журнал регистрации - какую машину он хочет взять, дату и время - от и до. А если машина опоздает после предыдущей поездки? Вова говорит, что такого не бывает. М-да.
За эксплуатацию машины надо платить в зависимости от пробега. Получается немалая сумма. Но, конечно, дешевле, чем иметь свою машину.
Кому-то такая жизнь нравится, кому-то нет, но ведь и живут там именно те, кому она нравится. Выполнение Ленинских заветов в чистом виде. "Если б мог товарищ Ленин на киббуцы посмотреть...".

И вот привозим мы с женой Наташу в "Регбу" и Вова после обеда и вступительной лекции ведет нас на ферму. И стоят там 250 лощеных коров и 250 бычков размера с годовалого слоненка. Стен нет - они здесь не нужны, есть только навесы от дождя зимой и солнца летом. Везде чисто, насыпан корм. Полная деревенская иддилия. Но людей нет. И тут начинаются диалоги нашей гостьи с экскурсоводом.
- А где доярки ?
- Какие доярки ?
- Ну, которые ухаживают.
- За кем?
- Ну, за коровами.
- А зачем за ними ухаживать?
- А еда как подается?
- По транспортеру. Видишь - башня, в нее насыпаны корма в нужной пропорции со всеми необходимыми витаминами , с компьютерным контролем и из этой башни корма автоматически подаются по транспортеру. А что, бывает не так?
(Забыл, видно, Вова, как в подшефный колхоз ездил когда-то).
Наташа делает круглые глаза, гляжу - они у нее все расширяются по мере движения ленты транспортера.
- А как навоз убирают?
- А он автоматически щетками сгребается из-под коров в лотки-транспортеры, подается в большие навозосборники и по трубам поступает на поля.
Вова мог бы и не обьяснять - этот процесс мы видим наяву.
- А зачем у каждой коровы ремешки на ноге?
- Это же датчики. Ведь без них корову подоить нельзя.
Эта фраза добивает Наташу. Весь дальнейший диалог ее уже ничему не удивляет - если бы Вова сказал, что коровы у них летают, она просто уточнила бы размер крыльев.
Доярок в коровнике нет . Работают на смене только двое дежурные мужчины. Для дойки заводят коров в специальное круглое здание. Внутри оно похоже на циклотрон. Представьте себе круглую платформу на водяной подушке, в которой есть стойла для 50 - 70 коров. Коровы по очереди, подгоняемые струей воды, заходят в коридор этого здания, здесь автоматическая теплая мойка, как автомашину. Потом корова заходит на вращающуюся платформу, оператор одевает аппарат на ее сиськи, а привод от датчика на ноге вставляют в специальную розетку. И, пока корова медленно делает круг на этом "циклотроне", она заканчивает дойку. Если дойка не завершена, корову оставляют на второй круг. По окончании дойки второй оператор открепляет датчики и прибор, смазывает корове чем-то сиськи - и теплой струей она гонится назад, в стойло.
И это мы видели своими глазами.
- А зачем все-таки датчик на ноге?
- А как иначе компьютер определит - что это была за корова?
- Какой компьютер?
- А что, по твоему, стояло слева от входа?
- А зачем компьютер нужен и тем более зачем ему знать, что за корова?
Вова смотрит на нас недоверчиво - не понимает, мы его разыгрываем или действительно не понимаем таких элементарных вещей.
- А как иначе учитывать состав и надой молока каждой коровы? Компьютер делает экспресс-анализ молока коровы, и , только, если результат нормальный, то молоко сливается в общую систему.
- А сколько дает каждая корова в год?
- В среднем по 11 тысяч литров. Бывает и больше.
В глазах Наташи я снова вижу интерес, ей, наверное, кажется, что она в сюрреалистическом пространстве и ничего невозможного уже не бывает, и она спрашивает:
- А почему Вы не разведете еще голов 250?
- А куда мы денем молоко?
Тут уже круглые глаза становятся даже у меня, и Вова рассказывает грустную историю о разрешенных лимитах производства. За превышение обьемов - штрафные санкции.
- А если сами будете пить?
- А сколько мы можем выпить?

Из фермы мы пошли осматривать мебельную фабрику. Была суббота и завод не работал.Но двери огромного цеха размером с зал ожидания в Шереметьево были открыты.
Много станков, заготовки в разной стадии производства - от плит и до готовой мебели. Мне только очень не понравился исходный материал - ДСП не очень подходит для кухни. Правда, Вова заверял меня, что эти плиты готовятся с использованием специального клея и материал этот очень крепок - возможно, что он прав, но у меня дома кухня сделана из сэндвича - он гораздо больше подходит для этих целей.
Впрочем, все эти технические тонкости очень мало волновали Наташу - ее интересовали распахнутые двери:
- А где сторожа?
- А зачем они?
- А если уворуют?
- А кто?
В общем, разговор двух глухонемых.
Вова хотел сводить нас и в магазин, но его двери были закрыты в субботу. В магазине многие товары продаются за пол-цены (субсидируются мошавом). Овощи и фрукты местного производства - бесплатно. Бери сколько хочешь.

Уезжала Наташа из мошава задумчивая - она видела наяву воплощенную ленинскую мечту, о которой так много говорили большевики, видела ее преимущества, подсознательно ощущала ее недостатки и меряла эту жизнь на себя - а хочется ли ей всю жизнь жить в таком вот мошаве - и, кажется, она так и не определилась с ответом.

Ришон ле Цион, 1997

Яков Кац





  ©1996-2007   Megapolis Org   E-mail:   info@megapolis.org