Израиль - вчера, сегодня, завтра - главная страница
карта сайта  карта сайта   о проекте Мегаполис  кто мы   e-mail  почта  
Израиль - вчера, сегодня, завтра - Главная страница
 

   Главная Алия Григорий Соломон Мой Израиль.


Воспоминания и размышления

Здесь будет фотография Григория Соломона
Бывший москвич, по образованию - химик.
Приехал в Израиль весной 1990 года в возрасте 33 лет.
За прошедшие 9 лет сменил 5 мест работы, все - в промышленности хай-тек, в основном - в частных компаниях.
Много доучивался в физике, экономике, программировании.
Живу в Холоне.
Хобби - путешествия, экономика, психология.


Григорий Соломон





Мой Израиль.

Я живу здесь с начала 1990г. Страна за это время сильно изменилась, изменились и мы. Но первые впечатления имеют большое значение, и потому я опишу здесь наиболее яркие события только первого года.

В ноябре 1990 г. я ждал автобуса на Тель-Авивской автостанции (Старая Тахана-ха-мерказит). Рядом со мной девушка обнимала солдата. Его автобус вот-вот должен был тронуться, а парень всё не мог освободиться от её рук, водитель что-то кричал, и пассажиры нетерпеливо глядели в окна. И вдруг я услушал её негромкое "постарайся вернуться живым". Наконец, они расстались: парень впрыгнул в автобус, а девушка пошла к своей остановке.
Потом я ещё не раз касался этого обжигающего - и в траурных фотографиях ребят, и на похоронах техника из моей группы (всего-то казалось - миллуим на 10 дней). Одно время я работал в огромной группе (человек сорок), где почти все молодые ребята проходили армейскую службу в боевых частях. После первых внезапных похорон (в середине дня позвонили на фирму - через два часа похороны в Ришон-ле Ционе) оставил кипу в машине и возил её так пару лет. Но тот первый раз - негромкая просьба и спокойное прощание - до сих пор стоит перед глазами.

Через 3 месяца после приезда в Израиль я получил приглашение в университет - дать семинар по своей работе. Пару недель готовил текст доклада (на английском, конечно - какой уж тут иврит), потом приехал в университет. После часового семинара (мой доклад и ответы на множество вопросов) и нескольких часов эксурсий по лабораториям мне предложили работу на этом факультете. Я согласился, мы быстро заполнили все необходимые бланки и перешли к деловой части. Предложенная тематика была относительно далека от моих прежних занятий, поэтому мне дали объёмистую папку с копиями статей. Мы договорились, что я буду заниматься дома, посылать факсом свои расчёты и планы экспериментов, а приезжать в университет я буду раз в неделю. И вот проходит неделя, другая, потом второй месяц пошёл. А жена удивляется - когда же зарплата будет. Ещё через пару недель я набрался храбрости и спросил. А мой начальник так спокойно и отвечает, что денег нет и в ближайшие полтора месяца не будет. Знаете что для меня потом было самым трудным в этой истории? Как отказаться продолжать работать у них и - главное - им вежливо об этом сказать.

После окончания курсов "повышения квалификации" моя жена не могла найти работу по специальности и занималась стандартными олимовскими подработками - уборка квартир. Часть этих работ она находила сама, а часть - через посреднические конторы. Как-то раз ей звонят и предлагают доволольно заманчивый вариант: ежедневная готовка и уборка для семьи с пятью детьми. Договорились вечером подъехать посмотреть, договориться. Припарковались мы у красивой многоэтажки на юге престижного района Тель-Авива, жена поднялась к хозяевам, а я принялся читать газету. Проходит полчаса, газета кончилась, а жена не возвращается. Ещё полчаса слушал радио, потом забеспокоился: вдруг что случилось, а я не знаю ни номера квартиры, ни фамилии хозяев. Наконец, ещё минут через 40 выходит довольная жена. Садится в машину и сообщает, что завтра ей надо выходить на работу на двухнедельный испытательный срок. Пытаюсь сообразить, какими автобусами она будет добираться (пока отъехали недалеко и можно притормозить у остановок), а она и говорит "Мне не сюда надо ехать, а к северному железнодорожному вокзалу. Там их фирма." Оказалось, что у этой семьи есть маленький бизнес - агентство по продаже каких-то печатающих машин. И они как раз подумывали самим брать заказы на печать, но не хватало времени. А моя жена приглянулась им как подходящий работник: на компьютерах работе умеет (эти машины для печати компьютеризованы), руками работать не боится и многого не просит. В общем, начала она там работать, вошла в курс и, как говорится, тянула весь воз - представляя собой 67% наёмных работников фирмы (была там ещё секретарша на полставки). И проработала больше 4 лет и многому научилась, пока не нашла более интересное место.

В январе 1991 года мы неожиданно выяснили, что иврит лучше всего учится по ночным объявлениям диктора об обстреле скадами. На РЭКе организовали специальную службу "приветов в Россию". Мои родители тогда жили в России, поэтому я сразу же записал нужный телефон и на следующее утро позвонил. А через день мне позвонили родители - не только они слышали в передаче "Коль Исраэль" на русском мой привет, но и многие их друзья. Они не могли поверить, что можно без всякого блата организовать такой привет.

В то время я работал на неплохой электронной фирме, основная продукция которой шла в армии европейских государств. И когда начались обстрелы, треть мужчин взяли на ночные дежурства : страна была покрыта сетью станциий быстрого реагирования. При падении "скада" из такой ближайшей станции выезжала группа химической разведки, проверявшая воздух и почву. Именно благодаря таким группам через 10-15 минут после взрыва по радио передавали отбой и разрешение снять противогазы. Так что работников осталось меньше, да и многие женщины должны были сидеть с детьми (детсадики позакрывались). И в довершение всего заказчики, испугавшись возможных осложнений, начали поговаривать об отмене заказов. Тогда директор фирмы (и владелец её половины) собрал всех сотрудников в столовой и кратко объснил ситуацию. Либо мы сделаем все заказы квартала за ближайшие две недели, либо есть много шансов снятия заказов и раззорения фирмы. Такой вот капитализм в действии. В общем, практически всё мы сделали за эти две недели, и заказы не успели отменить (это можно было бы сделать не позднее, чем за месяц до фактической поставки товара). Тогда многие мужчины приходили из миллуим на работу даже на пол-дня .

Через полгода после "капитуляции" Ирака, когда противогазы уже успели запылиться на антресолях, еду как-то на работу. Мелкий дождичек, улицы пустые. У остановки - одинокий человек, по спине вижу - из России. Я то знаю, что в такую рань автобуса ему ждать полчаса, решил предложить тремп. Остановил машину, спросил. Оказалось, что человек едет в моём направлении. Он обрадованно сел в машину. Разговорились. Оказалось, он сам из-под Красноярска, в Израиле в гостях у родственников. И вдруг он меня спрашивает "А не могли бы вы помочь нам деньгами?". Я недоумённо смотрю на него, а он продолжает "Меня послали рабочие нашего завода. Раньше он кормил почти 100 тысяч человек, а теперь нет заказов." Я спросил, какой это завод. "Военный" - отвечает, "делали то, что взрывается". "А скады делали ?" - спрашиваю. "Делали, делали" -, говорит он, "Только тогда не знали, а когда американцы на Ирак напали, нам рассказали".
"А вы знаете, что полгода назад на нас эти скады из Ирака летели, и мы почти каждую ночь от сирен просыпались и в противогазах сидели?" - спрашиваю -"Как же вы можете после этого просить у меня денег?" А он спокойно так отвечает "про бомбёжки знаю, а к помощи это не относится. Мне детей кормить надо." Конечно его дети не виноваты в том, как он деньги зарабатывал. Но у ближайшего перкрёстка я его высадил.

Григорий Соломон





  ©1996-2007   Megapolis Org   E-mail:   info@megapolis.org