Израиль - вчера, сегодня, завтра - главная страница
карта сайта  карта сайта   о проекте Мегаполис  кто мы   e-mail  почта  
Израиль - вчера, сегодня, завтра - Главная страница
 

   Главная Наш Израиль Экономика





Наш Израиль

История
Общество
Религия
Культура
География
Туризм

Экономика

Наши партнеры
Электровек сталь

Работа
Трудоустройство репатриантов
Советы программисту по устройству на работу
MainFrame: проблемы трудоустройства
О трудовом законодательстве

Банки
Банки в Израиле
Банк Напоалим
Банк Леуми
Банк Бейнлеуми
Банк Дисконт
Банк Мизрахи

Рестораны
Рестораны







Экономика

Экономика

Хочу привести несколько своих разрозненных впечатлений об экономике Израиля. Надеюсь, эта мозаика даст какое-то представление о том обществе, в котором мы живем.
В декабре 1989 года один мой родственник, живущий к тому времени в Израиле, причитал: "Ну куда они едут и едут? Зачем их пускают? Надо пока закрыть страну, иначе нечего будет есть и негде будет жить." Но чем больше пребывало людей, тем разнообразнее становился выбор товаров и услуг. На глазах рос выбор молочных продуктов. Водочные витрины стали радовать глаз и греть душу. В колбасных отделах вначале появились русскоязычные очереди, но производство колбас быстро возросло, и очереди исчезли.
Новоприбывшие нуждались в электротоварах, мебели, посуде, и, соотвественно, увеличилось производство и импорт этих товаров.
Алия мирилась с подержанной мебелью и электротоварами лишь в первые годы, при жизни на съемной квартире, но при покупке своей квартиры все покупалось новое.
Хорошо заработали те предприимчивые торговцы, которые сразу оценили потенциал русскоязычных покупателей. Летом 1989 года я учил русскому языку одного торговца мясом на Тель-Авивском рынке Кармель. Произносил он русские слова очень смешно, но очень старался и у каждого русскоязычного покупателя выспрашивал новые слова.
Когда через год я снова попал на этот рынок, у этого (и только у этого) продавца стояла большая очередь "русских" - все были уверены, что это свой, из Росии, он не обманет, и лучше покупать у него.
*****
Начала развиваться "Русская экономика". В 1990 году появились маленькие магазинчики с большими вывесками на русском языке "Дешевые продукты питания". Они очень напоминали деревенское сельпо: и скудостью товаров, и их качеством и просроченным сроком годности и непритязательным внутренним убранством. Но - дешево. И там можно было купить некошерной колбаски, к которой душа прикипела за годы жизни в Советском Союзе.
Этих магазинов становится все больше. Иногда их 3 - 4 на одном квартале. Но изменилось их назначение. Если раньше они торговали товарами подешевле, то сегодня они продают качественные продукты, к которым мы привыкли в нашей "прежней жизни". Конфеты из прибалтики, волжская вобла, качественная колбаса, икра, русское шампанское, грузинские минеральные воды, варенье из смородины, зефир и т. д. Вчера, например, я купил соленые грузди. Вкусно. Надеюсь, что не из Чернобля.
Появилось много русскоязычных книжных магазинов. На одной улице Алленби в Тель-Авиве я насчитал 8 (!) магазинов русской книги и один магазин русских газет. Несмотря на жесткую конкуренцию, их количество продолжает расти.
Работают русскоязычные мебельные магазины, авторемонтные мастерские, детские сады, парикмахерские...
Количество наименований газет на русском языке превосходит их количество на всех остальных языках, вместе взятых.
Мой сорокалетний земляк прожил здесь 8 лет, работает все эти годы, но иврита он не знает вообще. А ему это и не надо. Он живет в "русском" доме, все жители которого приехали из бывшего СССР, работает в фирме, где хозяин и все сотрудники "русские", ходит в "русские" магазины, смотрит российское телевидение и читает русскоязычные газеты. И еще он любит собирать маслята. В общем, он отдельно, Израиль отдельно.
*****
В Израиле есть такое понятие, как постоянство (на иврите - "квиют") на работе. Такого понятия , кажется, нет ни в одной другой цивилизованной стране. Сотрудник, работающий на государственном или профсоюзном предприятии, после года - трех получает квиют. И все. Дальше на работе можно работать, можно не работать. Можно целый день пить кофе. Это как душа пожелает. Уволить человека за это нельзя. Профсоюз не даст. Кроме того, имеющие постоянство сотрудники имеют гарантированный рост зарплаты и хорошие социальные условия.
Постепенно на постоянство новых сотрудников принимать перестали. Стали бояться, что пирога на всех не хватит. Но новых сотрудников брать надо. Постоянство обходят двумя способами. Первый - если через три года человеку положено постоянство, то его через 2 года и 11 месяцев увольняют. Совсем. И назавтра снова берут. Сначала. А будешь недоволен - не возьмут. Второй способ - фирмы по набору рабочей силы. Мы с женой в первые годы подрабатывали по вечерам уборкой в школе. Нам платила не школа, и не муниципалитет, выделяющий деньги, а фирма - посредник, получающая деньги в муниципалитете и выделяющая нам жалкие крохи от этой суммы. Я никак не мог понять, зачем это надо муниципалитету. Но здесь все просто. Во - первых здесь обычный блат - типа такого, что отвественный за уборку в муниципалитете служил в армии вместе с хозяином фирмы - посредника. Во - вторых, фирма - посредник отвечает за качество уборки и набор рабочей силы и своевременные замены. У муниципалитета голова не болит. А как распределяются деньги - их не волнует. И посредников наша маленькая зарплата - тоже. Не хочешь - не надо. Олимов хватает.
Но не все так уж и мрачно. В частных фирмах нет квиюта. И люди не делятся там на квиютчиков и "чужаков", а получают зарплату, соответствующую своей стоимости на рынке труда. А количество частных фирм растет. Кроме того, правительство проводит политику приватизации. А на приватизированном предприятии квиюта уже нет. Да и профсоюз слабеет.
Я не против профсоюзов вообще. Я против профсоюзов, защищающих только высокооплачиваемую прслойку работающих и служащих, обладающих большими льготами. А действительно бедных людей, работающих в фирмах - посредниках и получающих минимальную зарплату, людей, не имеющих социальных льгот и рискующих в любой момент быть уволенными - этих людей профсоюз не защищает.
Чем слабее такой профсоюз, тем здоровее общество.
*****
Меня взяли в банк программистом в 1989 году. Тогда русскоязычные сотрудники были в диковинку. Нас было всего трое и начальство очень интересовалось нашим профессиональным продвижением. Наверное, оно осталось довольно, если через год нпачался массовый набор "русских" программистов. Это было очень выгодно: нас, обладающих большими знаниями и опытом, покупали очень дешево. Ведь для нас главным было - устроиться на работу по специальности и мы были согласны на любую зарплату. Меня на собеседовании долго пытали - какую зарплату я прошу. А я отвечал всякую чушь типа: "Я верю, что Вы сможете по достоинству оценить мои знания и дадите соответственную зарплату". Просто я боялся, что, если я назову слишком высокую сумму, то меня не возьмут, а если слишком маленькую - то такую и дадут. И я сразу согласился на зарплату начинающего программиста.
Сейчас времена изменились.Программисты очень нужны на рынке труда - особенно те, кто имеет израильский опыт. И мы, имеющие за плечами по 10 - 15 лет стажа в Советском Союзе и 7 - 9 лет стажа в Израиле, ведем себя на рынке труда достаточно нагло. Сами определяем удобное для нас время собеседования, выдвигаем ультиматум по росту зарплаты. Более того, я заметил потрясающую вещь, которой раньше не было - мы, выходцы из СССР, наработали такой авторитет, что наше "русское" происхождение дает нам определенное преимущество при приеме на работу. Нам изначально верят, что мы будем работать хорошо.
У нас , конечно, есть недостаток - мы не можем написать качественную документацию на иврите. Но это нейтрализуется рядом преимуществ: мы лучше образованы, более трудолюбивы и работоспособны. Кроме того, мы с удовольствием берем "шаот носафот" - дополнительные часы работы - ведь нам надо за короткое время выйти на нормальный уровень благосостояния и мы согласны "вкалывать" любое количество часов - и чем больше, тем лучше. Эти часы оплачиваются из расчета 125 - 150% часовой тарифной ставки. Я знаю конкретных людей и конкретные случаи 140 - 160 дополнительных часов работы в месяц. В дополнение к 180 основным часам.
Став на ноги, мы с трудом расстаемся с таким темпом работы. Ведь, уменьшив количество дополнительных часов работы, мы уменьшим зарплату, а это жалко.
*****
Но не надо думать, что здесь живут миллионеры. Проблема в том, что у нас очень высокие налоги. Ну, очень высокие. Это, к сожалению, неизбежно. У нас почти нет полезных ископаемых (говорят , Моисей 40 лет водил водил евреев по пустыне, чтобы найти место, где нет нефти), нет дополнительных источников дохода, у нас очень высокие, к сожалению, расходы на оборону. Поэтому налоги никак не могли быть маленькими.
Таможенный налог колеблется от 0 до 100% на ввоз автомобилей, и зависит, в основном, от приоритетов.
Налог на добавочную стоимость сейчас равен 17%.
Подоходный налог колеблется от 0 - при зарплате до 3 тыс. шекелей в месяц до 50% - при зарплате свыше 15 тыс. шекелей.
Добавьте сюда государственное страхование (до 5%), медицинскую страховку (около 5%), муниципальный налог.
Есть еще налог на работодателя, налог на покупку недвижимости, и , наверное , и другие налоги, о которых я даже не догадываюсь.
Работающие по найму налоги платят исправно - деваться некуда. Многие же частники играют с государством в интересную и увлекательную игру "Пряталки".
Вопросы взнимания и использования налогов, конечно, вызывают ожесточенные споры в обществе.
Лично мне здесь не нравятся две вещи.
Первое. Сумма медицинской страховки зависит от размера зарплаты. Думаю, это неправильно.
Социальные случаи (пенсионеры, инвалиды, матери - одиночки ) должны быть обеспечены государством и с них может взниматься разве что символическая плата.
Но все остальные - пожалуйста, в кассу. Как в США. Сумма страховки должна определяться только размером услуг. При этом какая-то минимальная страховка должна быть обязательной.
Второе. Муниципальный налог обеспечивает руководящим работникам муниципалитета чрезмерно высокие зарплаты. А когда деньги в их кассе кончаются, они просят у государства. Я думаю, что, если муниципалитет укладывается в сумму собранного налога и у государства денег не просит, то пусть они определяют себе любые оклады. Но если государство их субсидирует, то они должны подчиняться утвержденному именно для этих целей государственному штатному расписанию. Ведь сейчас сплошь и рядом мы видим, что все деньги ушли на зарплату, а потом городской голова требует у государства денег на трудоустройство.
*****
Правительство планирует провести налоговую реформу - отменить налоговые льготы у всех, у кого они есть, и за счет этого уменьшить пдоходный налог. Я - за. Двумя руками. Но я не очень верю в реальность такой реформы. Интересанты вряд ли позволят отменить налоговые льготы. Но я очень хотел бы здесь ошибиться.
*****
Очень сильное впечатление производят на меня достижения сельского хозяйства. Страна построена на песках, без воды, а рынки ломятся от изобилия, киббуцы жалуются, что некуда девать продукцию, овощи и фрукты дешевы и доступны всем. Впечаляет капельное орошение - вокруг песок, а деревья и цветы буйно цветут - на земле проложены резиновые трубочки с маленькими дырочками. Думаю, Израиль мог бы хорошо заработать на продаже этих технологий в республики бывшей Советской Средней Азии.
*****
Израиль по праву заслужил репутацию страны с высоким уровнем предприятий высоких технологий (Hi-Tech). Во всех таких предприятиях многие сотрудники являются выходцами из бывшего СССР, в том числе на на самых ключевых постах. Министр торговли и промышленности , Натан Щаранский, по-моему, совершенно прав, когда, при каждом удобном случае, заявляет, что государство будет поддерживать только те предприятия, где применяются передовые технологии производства.
Сейчас страна переживает достаточно сложный в экономическом плане период, связанный с массовым закрытием в городах развития текстильных и прочих предприятий, основанных на устаревших технологиях и выплачивающих рабочим минимальную зарплату. Увольняемым работникам помочь непросто, но государство, по-моему, должно вложить большие средства в образование их детей. Родителям, не получившим в свое время хорошего образования, помочь непросто, но их детям надо дать шанс выйти в люди.






  ©1996-2007   Megapolis Org   E-mail:   info@megapolis.org