Израиль - вчера, сегодня, завтра - главная страница
карта сайта  карта сайта   о проекте Мегаполис  кто мы   e-mail  почта  
Израиль - вчера, сегодня, завтра - Главная страница
 

Автор Сообщение Выбрать
Borr
СообщениеДобавлено: 05 Янв 2003 17:27    Заголовок сообщения: Частичка Божественной души и Галаха

А вот кто мне обьяснит такую проблему ?

1) Согласно распространенной в иудаизме точке зрения, у каждого еврея есть нечто, именуемое "частичкой Божественной души" (оно же - "внутренний еврей"). Я не буду вдаваться в выяснение, что это означает - я лишь отмечу, что это некое вполне обьективное свойство человеческой души, не зависящее от того, что сам человек о себе думает или что о нем думают окружающие.

2) Определение еврея "по матери" - изобретение сравнительно недавнее. До того еврейство определялось как получится.

Вопрост таковы :

- Зависит ли вселение частички Божественной души от Галахи ?

- Изменило ли принятие галахического постановления насчет определения еврейства по матери правило вселения в человека этой самой частички ? Если да, то каким образом ? Галаха вроде бы не божественна и не претендует на богоданность. То, что Всевышний, определяя, кому дать частичку своей души, а кому нет, сверяется с Галахой - такое предположение еще более странное.
 
.
Давид2
СообщениеДобавлено: 05 Янв 2003 18:21    Заголовок сообщения:

Кто это Вам сказал, что "Определение еврея "по матери" - изобретение сравнительно недавнее"?

Не Бог сверяется с Галахой, а Галаха с Богом. Галаха не с потолка установлена. А именно (в данном случае) в соответствии с "правилами вселения частички". Вселяет Бог, а в социальном плане как с этим человеком обращаться, на то Галаха есть. Вы просто наоборот смотрите.
.
Иерахмиэль
СообщениеДобавлено: 05 Янв 2003 20:02    Заголовок сообщения: Re: Частичка Божественной души и Галаха

Borr писал(а):
2) Определение еврея "по матери" - изобретение сравнительно недавнее. До того еврейство определялось как получится.


Уважаемый Борр!

Определение еврейства по матери существовало с самого начала существования еврейского народа. Просто проблема смешаных браков стояла не так остро, как сейчас. Подробный ответ о источнике определения еврейства по матери вы можете найти здесь.

Borr писал(а):
Галаха вроде бы не божественна и не претендует на богоданность.

Галаха таки да - Б-жественна и да - дана Всевышним. Галаха это часть Устной Торы, касающаяся практического соблюдения заповедей, имущественного и прочего законодательства и т.д. А Устная Тора, как известно, была дана одновременно с Письменной. Более того, многие законы из Письменной Торы непонятны без Устной. Классический пример - шхита (кошерный убой скота и птицы). В Торе написано - убей его (животное) способом, который Я указал тебе. Но сам способ в Торе нигде не описан. Мы знаем, что он был дан Моше в рамках Устной Торы - знания как правильно понимать и делать написанное в Письменной Торе.

Borr писал(а):
То, что Всевышний, определяя, кому дать частичку своей души, а кому нет, сверяется с Галахой - такое предположение еще более странное.


Отнюдь. В Талмуде есть несколько примеров, когда мудрецы устанавливают Закон против воли Всевышнего, данной пророчеством, или знаками ("бас коль"), и Всевышний признает их правоту. Самим Всевышним ряд вопросов был отдан на решение еврейских мудрецов. В частности гиюр - если раввинский суд решает, что этот человек стал евреем, то с точки зрения Всевышнего он тоже стал евреем.
.
Borr
СообщениеДобавлено: 06 Янв 2003 10:34    Заголовок сообщения:

Уважаемый Иерахмиэль, спасибо за подробный ответ и прекрасную ссылку.

Есть некоторое возражение. Комментарий Раши появился несколько сот лет назад. Как я понял, до того осознания, что процитированные стихи Торы следует понимать именно так, а не иначе, не было. Как и вообще - не осознавалось, что еврейство надо определять именно по этим стихам. Вероятно, и еврейство определялось как придется.

Вопрос - получали ли "частичку Божественной души" те неправильно определенные евреи. Как я понял, ответ утвердительный, поскольку частичка Божественной души выдается согласно текущему правилу определения еврея.

Я понял правилльно ?
.
Давид2
СообщениеДобавлено: 06 Янв 2003 12:05    Заголовок сообщения:

Раши Вы заметили, а ссылку на Талмуд почему-то нет. Талмуд-то пораньше был. И опять версии "Вероятно, и еврейство определялось как придется". С чего Вы взяли?

Здесь пошире, я слегка подредактировал: ""Не устанавливай с ними брачного союза: своей дочери не выдавай за его сына и его дочь не бери для твоего сына. Ибо он отвратит твоего сына от Меня, и будут служить другим б-гам – и воспылает гнев Творца против вас, и быстро истребит тебя" /Дварим 7:3,4/. Данный запрет имел устные пояснения, которые, передаваясь от Моше-рабейну — от одного духовного главы народа другому, впоследствии были записаны. В Йерушалаимском Талмуде /Йевамот 10а/ написано, что раби Йоханан передаёт от раби Шимъона бен Йохая следующее: "Записано: "Не устанавливай с ними брачного союза".., записано: "Ибо он отвратит твоего сына от Меня..." О твоём сыне из Исраэля сказано твоего сына, однако твой сын от нееврейки не назван твоим сыном, а её сыном".
На основе этой передачи (масорет) имеются соответствующие материалы и в трактатах Вавилонского Талмуда, где ввиду многих причин по данной теме приведены более подробные сведения. В Йевамот /17а/ написано, что раби Йоханан передаёт сказанное ему раби Шимъоном: "Твой сын, рождённый исраэльтянкой, называется твоим сыном, но твой сын, рождённый нохрит, называется не твоим сыном, а её сыном". В Йевамот /23а/ читаем: "Раби Йоханан от имени раби Шимъона бен Йохая: Сказал: Читай — Ибо он отвратит твоего сына от Меня — твой сын от исраэльтянки называется твоим сыном, но твой сын от нохрит не называется твоим сыном, а её сыном".
Кидушин* /68 б/ почти дословно повторяет: "Сказал раби Йоханан от имени раби Шимъона бен Йохая: Читай – Ибо он отвратит твоего сына от Меня – твой сын от исраэльтянки называется твоим сыном, но твой сын от идолопоклонницы не назван твоим сыном, а её сыном". Здесь же Раши поясняет: "Ибо он отвратит твоего сына от Меня – означает сына, рождённого язычнику твоей дочерью, и сказано, что его-то и отвратит язычник от Него, но суть в том, что сын твоей дочери, даже от язычника, назван твоим сыном".

Это и есть основа для определения еврейства по матери. Письменная и Устная Тора. А Раши был уже потом. Поэтому не было "неправильно определенных евреев". Определялись всегда одинаково. Просто эти правила не были записаны до составления Талмуда, на то она и Устная Тора. Мудрецы Галаху же не из пальца высасывали, а составляли по указаниям Письменной и Устной Торы. Поэтому и "частичка" выдавалась кому положено. Согласно тарифной сетки.
.
Давид2
СообщениеДобавлено: 06 Янв 2003 12:05    Заголовок сообщения:

Дубль.
.
Бенцион
СообщениеДобавлено: 30 Янв 2003 16:37    Заголовок сообщения:

И Борр слинял
.
Шолем
СообщениеДобавлено: 30 Янв 2003 16:44    Заголовок сообщения:

Будучи любавичским хасидом я протестую против грубости предыдущего автора, который бросает тень на движение Хабад. В Хабаде НЕ принято неуважительно относиться к евреям пока не соблюдающим Тору и заповеди.
.
Бенцион
СообщениеДобавлено: 30 Янв 2003 17:39    Заголовок сообщения:

Шолем писал(а):
Будучи любавичским хасидом я протестую против грубости предыдущего автора, который бросает тень на движение Хабад. В Хабаде НЕ принято неуважительно относиться к евреям пока не соблюдающим Тору и заповеди.

О чей грубости вы пишете и в чем она заключается? Протест должен иметь точный адрес
.
Benzion
СообщениеДобавлено: 30 Янв 2003 19:17    Заголовок сообщения:

БС"Д

Привет тёзкa! Oн Вaс перепутaл сo мнoй.
.
Шолем
СообщениеДобавлено: 30 Янв 2003 19:49    Заголовок сообщения:

Бенцион писал(а):
Шолем писал(а):
Будучи любавичским хасидом я протестую против грубости предыдущего автора, который бросает тень на движение Хабад. В Хабаде НЕ принято неуважительно относиться к евреям пока не соблюдающим Тору и заповеди.

О чей грубости вы пишете и в чем она заключается? Протест должен иметь точный адрес


Я вас действительно перепутал...
.
Benzion
СообщениеДобавлено: 30 Янв 2003 20:15    Заголовок сообщения:

БС"Д

Будучи любавичeским хасидом я протестую против невежливoсти предыдущего автора, который бросает тень на движение Хабад. В Хабаде (дa и не тoлькo в Хaбaде) принято прoсить извинения зa хaмствo.
.
Бенцион
СообщениеДобавлено: 02 Фев 2003 09:40    Заголовок сообщения:

Benzion писал(а):
БС"Д

Привет тёзкa! Oн Вaс перепутaл сo мнoй.
значит у меня появился тезка.
А не могли ли бы Вы, выбирая себе ник, еае-то выбрать его более отличающимся. Например, писать раздельно?
.
Иерахмиэль
СообщениеДобавлено: 02 Фев 2003 19:36    Заголовок сообщения:

Бенцион писал(а):
значит у меня появился тезка.
А не могли ли бы Вы, выбирая себе ник, еае-то выбрать его более отличающимся. Например, писать раздельно?

Уважаемый, судя по дате регистрации, Benzion появился здесь раньше, так что ник стоит поменять Вам.
.
Бенцион
СообщениеДобавлено: 02 Фев 2003 22:34    Заголовок сообщения:

Иерахмиэль писал(а):
Бенцион писал(а):
значит у меня появился тезка.
А не могли ли бы Вы, выбирая себе ник, еае-то выбрать его более отличающимся. Например, писать раздельно?

Уважаемый, судя по дате регистрации, Benzion появился здесь раньше, так что ник стоит поменять Вам.
Уважаемый, вы здесь человек новый, иначе знали бы, что это дата перерегистрации.А кроме того, вам оно надо - функция непрошенного адвоката? Извини
.
Benzion
СообщениеДобавлено: 03 Фев 2003 16:57    Заголовок сообщения:

Бенцион писал(а):
значит у меня появился тезка.
А не могли ли бы Вы, выбирая себе ник, еае-то выбрать его более отличающимся. Например, писать раздельно?


БС"Д

Увaжaемый тезкa! Личнo мне сoвершеннo не мешaет, чтo крoме меня есть другие Бенциoны. Кен йирбу!
.
Бенцион
СообщениеДобавлено: 03 Фев 2003 17:32    Заголовок сообщения:

Benzion писал(а):
Бенцион писал(а):
значит у меня появился тезка.
А не могли ли бы Вы, выбирая себе ник, еае-то выбрать его более отличающимся. Например, писать раздельно?


БС"Д

Увaжaемый тезкa! Личнo мне сoвершеннo не мешaет, чтo крoме меня есть другие Бенциoны. Кен йирбу!
Ну уж если говорить честно, так мне это даже приятно. Но если бы ты знал сколько раз из-за этого возникала путаница. Я впервые сейчас столкнулся с твоим НИКом непосредственно, а до сих пор отвечал, что они (форумчане) чего-то напутали, что возможно на заре открытия Форума у меня и было латитнизированное написание. Истина оказалась проще
Относительно НиИКа. Если будешь бывать чаще - народ привыкнет. а если нет, то и это уже не так страшно, если известно , что есть варианты
.
Borger
СообщениеДобавлено: 03 Фев 2003 18:43    Заголовок сообщения:

Если вернуться к теме - имя является какой-то "гранью" subj'a ? А ник ?
.
Бенцион
СообщениеДобавлено: 03 Фев 2003 22:34    Заголовок сообщения:

Borger писал(а):
Если вернуться к теме - имя является какой-то "гранью" subj'a ? А ник ?
НИК появляется как результат проявления воли субъекта и, ИМХО, тоже является отражением какой-то его стороны. Кстати, в литературе мне встречались описания об обратном влиянии имени на его носителя.
.