Израиль - вчера, сегодня, завтра - главная страница
карта сайта  карта сайта   о проекте Мегаполис  кто мы   e-mail  почта  
Израиль - вчера, сегодня, завтра - Главная страница
 

Автор Сообщение Выбрать
Вл.Букарский
СообщениеДобавлено: 17 Авг 2002 19:37    Заголовок сообщения: Вопрос Авигдору о Торе

Итак, ведомый вождем Моше, народ коллективно принимает на себя 613 заповедей. При этом Моше фактически выступает посредником между Б-гом и народом.

Кроме этого, в Торе наличествуют откровенно социалистические элементы (закон о десятине, взаимовыручка, запрет давать в рост). Как все это согласуется с Вашей теорией?
 
.
Авигдор
СообщениеДобавлено: 17 Авг 2002 20:12    Заголовок сообщения: Re: Вопрос Авигдору о Торе

Вл.Букарский писал(а):
Итак, ведомый вождем Моше,
Букарский - тяжелая ошибка. Обратите внимание, в Агаде шель Песах ни разу не упоминается имя Моше. Рабаним отвечают на вопрос как такое возможно, очень просто - выход из египта совершенный народом интимный и личный шаг каждого еврея в нем участвовавшего. Говорят, также ,"что бы выйти из рабства народу не нужны лидеры". МОше - это человек, избранный Г-дом для того, что бы передовать народу свои требования, однако не Моше шел первым вводу а другой еврей -забыл его имя... Так может быть он- Лидер. Или Иешуа бен Нун - может он. Он то в отличии от Моше удостоился умереть в Земле Израиля.... То есть Моше - был манигом (слово то означает не вождь а скорее лидер) . В этом смысле он руководил некоторым проектом. Но не он этот проект инициировал. Кстати, это подчеркивается в Торе и тем ,что Моше долго отказывался от возложенной на него мисии...
Так что не народ вышел ведомый вождем, а вышел народ ,ведомый Шехиной. директор судовой компании. он просто лоцман...
Вл.Букарский писал(а):
народ коллективно принимает на себя 613 заповедей.
Вот еще одна ошибка. Каждый еврей принимает заповеди индивидуально. Но делает это в коллективе. Если в столовую пришли 600 тыс. человек и перекусили там, Вы же Букарский, не скажата ,что они пережевывали один и тот же кусок и его же глотали. Просто хотя они это делали вместе ,каждый из них это делал индивидуально...
Вл.Букарский писал(а):
При этом Моше фактически выступает посредником между Б-гом и народом.
Еще одна ошибка, замаскированная словом "фактически". Да ,он переносит информацию от г-да - народу.. Однако нет посредничества между евреями и Б-гом. Если есть такое посредничество это называется авода зара. Причем истукан это или какой нибудь другой идол, или крокодил или человек ... но нет посредника ме
жду евреем и Б=гом. Мы всегда один на один.
Вл.Букарский писал(а):


Кроме этого, в Торе наличествуют откровенно социалистические элементы (закон о десятине, взаимовыручка, запрет давать в рост).
Прямая неправда. Всю вами перечисленное - это антисоциалистические элементы. Тора - это абсолютно либеральный документ. Имено поэтому все социалисты от относительно приличных коммунистов до неприличных нацистов и до самых страшных - социал -демократов ,так ненавидят благотворительность. Благотворительность это антитеза социалистическому распределению. Все перечисленные Вами Мицвы не общественные а личные.
Вл.Букарский писал(а):
Как все это согласуется с Вашей теорией?
Тора - удивительный документ либерализма. Нет в ней ни одного слова и ни одного принципа ,который бы не соответствовал либертарианским нормам.
.
Случайный
СообщениеДобавлено: 17 Авг 2002 22:37    Заголовок сообщения:

Не надо ля-ля. Тора есть духовная, культурная и историческая основа еврейского народа, но она не может быть основой для принятия каких-либо конкретных решений, касающихся современной жизни и государственного устройства, потому что она написана (или создана) 3000 лет назад. Уже поэтому Тора не может быть либеральным документом. В ней содержатся такие моменты как забивание камнями за срывание колосьев в субботу или убийство Пинхасом израильтянина за любовь к чужеземке. Это означает отсутствие принципа свободы выбора - краеугольного камня либерализма. Человек каждый сам по себе отвечает перед Вс-вышним, но люди не имеют право судить ближнего своего за нарушение заповедей Г-да (чему, собственно, посвящена чуть не половина Торы). Ибо тогда это не либерализм, а теократия.
Хотя, несомненно, Тора на порядок выше всех современных ей доктрин, чем еврейский народ может и должен гордиться.
.
Вл.Букарский
СообщениеДобавлено: 18 Авг 2002 01:07    Заголовок сообщения:

Авигдор, "Пиркей Авот" начинаются с предложения "Моше кибель Тора ми-Синай". В разных книгах иудаизма "Торат Моше" - очень устойчивое сочетание. В Торе неоднократно приводятся примеры того, как Моше перед Г-сподом просил за свой народ.

На Синае евреи именно как народ (высшее состояние коллектива), а не как отдельные люди, приняли на себя 613 заповедей. Евреи на горе Синай говорили все в один голос и были как один живой организм. Все евреи после Синайского откровения стали связаны друг с другом и ответственны друг за друга: "Коль Исраэль аревим зе бе зе". Вы привели пример со столовой, а я приведу Вам пример с бревном на субботнике. Или с забитием мамонта. Есть вещи, которые отдельной личности не под силу, но когда личности соединяются в коллективы, они вполне справляются с поставленными задачами. Причем сила F, с помощью которой люди валят дерево, представляет собой единую величину, равную F1 + F2 + F3. Так и еврейский народ, принимая законы Торы, становится одним живым организмом, которому под силу решать очень многие задачи.

Законы Торы принудительно требуют перераспределения доходов каждого. Кроме того, существуют и требования к обществу в целом: юбилейный год, шмита, оставление края поля бедным.

***

Случайный, человечество за 3000 лет ничего лучшего чем Тора не создало. В самой Торе 25 раз сказано, что ее законы вечны и неизменны для всех грядущих поколений. Поэтому не может быть никакого другого закона для народа Израиля, чем основанного на Торе.

Вы абсолютно правы: Тора - никакой не либеральный документ. Тора подразумевает теократию. Но теократия - самая мудрая из всех форм правления.
.
digger
СообщениеДобавлено: 18 Авг 2002 02:27    Заголовок сообщения:

Цитата:
ее законы вечны и неизменны для всех грядущих поколений

Для евреев, a мы не oдни вo Вселеннoй.Китaйцы o Тoре вooбше не слышaли.
Цитата:
Но теократия - самая мудрая из всех форм правления

A мне турецкaя вoеннaя демoкрaтия бoльше нрaвится ak.gif
.
Авигдор
СообщениеДобавлено: 18 Авг 2002 07:13    Заголовок сообщения:

Случайный писал(а):
Не надо ля-ля. Тора есть духовная, культурная и историческая основа еврейского народа, но она не может быть основой для принятия каких-либо конкретных решений, касающихся современной жизни и государственного устройства, потому что она написана (или создана) 3000 лет назад.
Тора - эффективный и мощный и либеральный документ ,который может и должен являтся основой для принятия решений в условиях современной жизни и государственного устройства. Здесь Вы использовали, Случайный, несколько "неправильностей" . Например, широко используемое социалитами передергивание, что Тора дает какие то рекомендации, относительно гос. устройства... Интересно, Для чего , тогда, пришел народ к Шмуэлю и просил сменить Судей на Царя? И отчего так этому сопротивлялся Шмуэль? Отчего так часто реформировали и изменяли власть? И никто не протестовал? Отчего, тексты, которые использовал тогда Шмуэль и сегодня можно использовать как документы либертарианцев. отчего ,когда Отцы-Пиллигримы на Мэйфлауэре не сходя с судна создавали самую первую американскую конституцию, они спорили и обсуждали ее с тем, что бы максимально приблизить ее к принципам Торы. Даже решили было, перейти на Иврит ,отказавшись от Английского. Кстати - и тогда это был точно 3000 лет... Да и потом документ этот окозал самое большое влияние на Американскую конституцию сегодняшнего дня...
Случайный писал(а):
Уже поэтому Тора не может быть либеральным документом. В ней содержатся такие моменты как забивание камнями за срывание колосьев в субботу или убийство Пинхасом израильтянина за любовь к чужеземке.
Интересную "как бы правду" Вы , Случайный, здесь написали.... Значит со временем либеральные документы ветшают и превращаются в нелиберальные.... Да только передергиваете. Но ,думаю ,это не от незнания, а от того ,что Тору мало читаете а все больше Ури Авнери. Поверьте - он неконкурентоспособен. Многих на Ваших глазах забили за сбор колосьев в субботу? Вы скажете ,"Да кто ж им даст?" Да ведь и в период Синаедрина не забивали. Даже одно наказание смертной казнью делало Синаедрин "Кровавым".. Это в период, когда современные режимы мочили свое насселение как мух... Ведь Тора это 2 в одном. Есть ещзе и устная... А вот там то дается процедура принятия решений. И вот она то все объясняет. Например ,знаете ли Вы, что содеяному Пинхасом уделяется много внимания. И обсуждение там, ой какое неоднозначное... Например ,рассматривается даже ситуация предварительных консуьтаций Пинхаса перед содеяным. И заявление ,что на этой гиппотетической консультации Пинхас получил бы строгий заприт на убийство. То есть по вашей логике в жестокости можно обвинить любой документ, в котором есть описанный акт убийства. Только не понятно, включая детективы или выключая? Похоже Вы осознаете нетвердость своей позиции, использовав слово "моменты"... Расскажу Вам забавную случай из истории упаковки. В 1824 году капитан Перри отправился на поиск Северо Западного прохода. На его военном корабле Геклабыла четырехфунтовая консервная банка жаренной телятины. Упакованна она была в хорошую ,прочную жесть. Да только на корабле ее никто так и не смог открыть.... Еще 2 экспедиции брали с собой банку - оба раза открыть не удалось. Банка попала в музей и была открыта только в 1938 году. Мясо оказалось вполне съедобным.. (пересказ из книги Томаса Хайна "Все об упаковке"Исдательство "Азбука " Книжный клубб Терра, Санкт Петербург. 1997 год.) МОжет настало время открыть Тору? Вот сейчас выясняется, что принцип списания долгов, предложенный в торе ,может оказаться весьма эффективным .... То есть Документ этот эффективен - как бы Вас ,Случайный, это не разачаровывало...
Случайный писал(а):
Это означает отсутствие принципа свободы выбора - краеугольного камня либерализма.
Случайный - обсуждение свободы выбора и полное его приятие, более того ,сам термин - все пришло из Торы. Вместо того ,чтобы сами знаете кого читать .скодили бы, Гемару поучили...
Случайный писал(а):
Человек каждый сам по себе отвечает перед Вс-вышним, но люди не имеют право судить ближнего своего за нарушение заповедей Г-да (чему, собственно, посвящена чуть не половина Торы).
Случайный - а за нарушение заповеди "Не Убий"? Могут или не могут? Передо мной лежит "Философский Словарь" Дидье Жюлиа. Москва, "Международные отношения" год 2000. стр. 379(статья "религия") он пишет много чуши а затем доходит и до нас...
Цитата:
... И только иудейская религия полностью отождествляет себя с моралью, комплексом предписаний, оформляющих наши отношения с другими: она представляет собой единственную религию, которая требует от человека не "верфы" но "действия", и заповеди которой представляют собой не акт веры, но принципы действия.В действительности же, религия, если она хочет сохранить себя в качестве религии, вынужденна иметь спецефически религиозное содерджание, несводимое к морали и к нашему поведению в отношении другого...
И т.д. Тоесть этот дешевенький философ - настолько примитивный ,что не замечает ,что с одной стороны сам называет Иудаизм - религией а строкой ниже пишет ,что иудаизм религиейне является ,поскольку не попадает под какие т о принципы.
Случайный - это имено та лужица ,из которой вам наливают мысли все эти второсортенькие израильские "социологи" и "философ". Они пользуются имено теми определениями ,которые пытаются толкаться с нами. Да только не с нами они талкаются а с монстрами из своего воображения.... Заметьте ,Случайный - этому козлику не принципы наши не нравятся (далее и это у него в тексте буквально пышет) но сам тот факт ,что они у нас сохраняются в религии а не в том згнилом супчике ,который варят современные повара "социальныз наук"... Конечно - кто ж добровольно съест гадость марксову, гитлерову или прочую ,если есть у него качественная и проверенная временем концепция. Вот и внушают они всем, кому удастся ,что они получше ,поэффективней... Короче - Случайный ,Вам подсовывают контрафактную продукцию - сплошная подделка.. Выбросьте и забудьте. Мицвот - сколько сможете столько используйте - проверенно временем....
Случайный писал(а):
Ибо тогда это не либерализм, а теократия.
Хотя, несомненно, Тора на порядок выше всех современных ей доктрин, чем еврейский народ может и должен гордиться.
А вот это Вы мило загнули. К сожалению ,неправильно. Впрочем - пусть это будет для Вас маленьким сюрьпризом - традиционное обыинение еврейской общины со стороны всех социалистов - включая и фашистских идеологов. Несмотря на термин, теократия - это власть священослужителей. А таковой в Израиле никогда не было. Более того ,Вы даже не заметили ,что противопоставили мировозрение(либерализм) форме правления (теократия) А ведь еще в школе учили нельзя яблоки на груши умножать.... В принципе и теократия может быть либеральной.... Однако у евреев не теократия а скажем, в принципе возможна, Деократия... Мы ее скромно называем Шхиной А вот это совсем другой коленкор...
Так что, быстренько - в мусорку все книги Авнери и переходите к другой литературе...
.
Авигдор
СообщениеДобавлено: 18 Авг 2002 08:03    Заголовок сообщения:

Букарский - никто и не спорит ,что Моше сыграл важную роль в нашей истории. Но он не более, чем один из нас. Только пророк - избранный Б-гом для общениячерез него с евреями. Однако очень много и тщательно подчеркивается личное предстояние перед Г-дои каждого еврея. В этом смысле квинтессенцией иудаизма является Агада шель Песах.
Имено там подчеркиваются индивидуальные аспекты отношений человека и Б-га.
Все ,что люди делают вместе - всего лишь проекты ,которые они не могут сделать по одному. В этом смысле Ваши примеру с Мамонтом и тасканием бревна (надеюсь не в субботу) icon_biggrin.gif являются верными. Однако никакого отношения к Б-гу это не имеет. Народ ни в какой степени не конечная цель. народ - это всего лишь инструмент. Мощный и эффективный - не более того. Я же никогда не отрицал необходимость государства ,как способа защитить народ от врагов по обе стороны границы страны. Я отрицаю, что ценность государства или народа, как государства, выше ,чем ценность одного человека.
Даже жертва, которую приносит человек ,погибая при защите своего народа ,на самом деле приносится не какому то абстрактному "государству" или "народу" ,но тем близким, друзяьм , родственникам тому образу жизни, которы человек защищает.
Вот Вы пишите:
Цитата:
Так и еврейский народ, принимая законы Торы, становится одним живым организмом, которому под силу решать очень многие задачи.
А мне интересно знать ,о каких задачах идет речь... Например задачу подкармливания какого то наркомана Шуки я решать не хочу. Разве что сам лично знаком. А Вы мне навязываете...
Народ мы и без государства. Ну и хорошо. Мне государство нужно только для того ,чтобы быть еврем в Эрец Исраэль и воспитать детей такими ,какими я хочу их воспитать. Без государства, к сожалению, не обойтись.. Поэтому я за государство, которое размолотит моих врагов на мелкие куски.
Букарский ,в который раз:
Цитата:
Законы Торы принудительно требуют перераспределения доходов каждого. Кроме того, существуют и требования к обществу в целом: юбилейный год, шмита, оставление края поля бедным.
требуют они это ни у кого иного, а у КАЖДОГО ЕВРЕЯ Это очень просто - у каждого. И словопринудительный - абсолютная неправда. Если принудительно - то это не Мицва. Другое дело ,что за невыполнение, к вам будут относится, как к нарушившему правила. Но правила , добровольно на себя принятые.
Если Вы подписали договор то санкции за невыполнение договора, являются результатом Вашего добровольного решения, принятого в момент подписания договора.

Теперь - о евреях как о народе. Народ есть и народ решает. И будет решать. но не как некто ,кто сказал - "а сегодня будет так" Я сказал!" А так ,как когдато рабиГершон принял тысечелитнеи запрет на полигамию. Постепенно его приняли и это работает. Без истерик, без Петра Первого, Фридриха или Эдуарда Первого.
И пуст дальше работает...
.
Vlad W.
СообщениеДобавлено: 18 Авг 2002 08:43    Заголовок сообщения:

Помнится, в 1992 году, на втором курсе тогда еще НЭТИ, был у нас забавный предмет, что-то про "социально-политические теории". Там я и сделал свой первый в жизни 6-минутный доклад о теократии древнего Израиля, как о либеральной системе, основанной на институте судей. Жаль, молодой был, не умел такие вещи за 6 минут излагать...

Так вот, не надо путать свободу с возможностью делать все, что хочется. Когда делают что хочется, это не свобода, а произвол. Тора же, давая на уровне законов механизмы защиты личности от произвола, открывает для личности свободу, даже большую, чем свободу выбора. Но к этой свободе нужно идти лично, иногда очень тяжело, иногда сорок лет по пустыне. Но дойти можно всем, ибо цель "не за морем" (с). Но очень сложно до нее дойти, если идти в противоположную сторону.

p.s. Случайный, перечитайте 25 главу Бэмидбар. Возможно, для Вас это будет открытием, но Пинхас убил того бедолагу не за любовь к чужеземке. Речь шла о массовом идолопоклонстве, которое закончилось большими проблемами. Вам рассказать, чем обычно сопровождались религиозные действа народов средиземноморья тех времен, или сами знаете? Тем же самым, чем и славяне занимались в поле по весне во времена более поздние. И у Вас есть сомнения в том, что та чужеземка выполняла с тем израильтянином религиозный обряд бааль-пеора?

А результатом любви к чужеземке, например, стала династия заря Давида...
.
raffal
СообщениеДобавлено: 18 Авг 2002 08:47    Заголовок сообщения:

Vlad W. писал(а):
Помнится, в 1992 году, на втором курсе тогда еще НЭТИ, был у нас забавный предмет, что-то про "социально-политические теории".

Скорее всего, это был СПИДВ (в просторечии СПИД kard.gif) - "социально-политическая история двадцатого века". Уползая на подкашивающихся от смеха ногах с первой лекции, посвященной футурологии, я заработал славу "реакционера" - пробормотав: "Исткап был посерьёзнее" icon_pain03.gif
.
Vlad W.
СообщениеДобавлено: 18 Авг 2002 08:49    Заголовок сообщения:

Кстати, о "принудительном перераспределении" доходов. В Торе нет заповеди о санкциях в отношении тех, кто не соблюдает "социальные" заповеди. Помощь ближнему объявлена священным долгом, но требовать его исполнения Тора никому права не давала.

Даже с целью взымания десятины левитам, единственного "налога" с предписанными размером, пророки обращались к народу с проповедями, с упреками, с убеждениями, но не с исполнительными листами суда.
.
Meshulash
СообщениеДобавлено: 18 Авг 2002 09:49    Заголовок сообщения:

Случайный писал(а):
Не надо ля-ля. Тора есть духовная, культурная и историческая основа еврейского народа, но она не может быть основой для принятия каких-либо конкретных решений, касающихся современной жизни и государственного устройства, потому что она написана (или создана) 3000 лет назад. Уже поэтому Тора не может быть либеральным документом. В ней содержатся такие моменты как забивание камнями за срывание колосьев в субботу или убийство Пинхасом израильтянина за любовь к чужеземке. Это означает отсутствие принципа свободы выбора - краеугольного камня либерализма. Человек каждый сам по себе отвечает перед Вс-вышним, но люди не имеют право судить ближнего своего за нарушение заповедей Г-да (чему, собственно, посвящена чуть не половина Торы). Ибо тогда это не либерализм, а теократия.
Хотя, несомненно, Тора на порядок выше всех современных ей доктрин, чем еврейский народ может и должен гордиться.

Случайный!
Вы правы. С точки зрения британского прецедентного права Тора действительно не может быть "основой для принятия каких-либо конкретных решений, касающихся современной жизни и государственного устройства". Равно как не может быть таковой с точки зрения советского законодательсва.
на мой взгляд, вы путаете понятия. Забивание камнями за сбор хвороста (не колосьев) Вы рассматриваете как прецедент и опасаетесь последствий использования этого прецедента. С точки зрения британского права правильно опасаетесь.
Однако, Тора - это не сборник прецедентов. Тора - это, если рассматриваеть ее как документ, есть описание способа мышления. И поэтому смертная казнь Синедрионом не применялась. Не выводится из какой-то работы в субботу забивание камнями.

Насчет свободы выбора. Иудаизм представляет, что человек имеет перед собой бесконечное множество возможностей выбора. Какие-то пути ведут к однеому результату, какие-то - к другому. Вс-вышний, дающий эти пути дает и их "топологию", оценки качества этих путей. Человек может идти одним путем, но все другие ему открыты и он может повернуть. В любой точке пути он видит другие. В отличие от, вероятного, представляемого Вами, что путь выбран и "шаг влево, шаг вправо считается побегом". Это не так.

Люди действительно не имею права судить за выбор. И, согласно Торе, не судят. Но за нарушение заповедей - могут. Но разве в современном мире за преступления против закона не судят согласно уголовному кодексу? Судят. Только процедура, хотя и во многом повторяет суды Синедриона, все же поменялась. Если пользоваться современной процедурой - то, Вы правы, Тора не может служить "уголовным кодексом". Но если пользоваться процедурой Торы, то почему нет? Очень рекомендую, кстати, замечательный роман Зингера "В суде моего отца". Там подробно описано действие "Дин Тора".
.
Авигдор
СообщениеДобавлено: 18 Авг 2002 10:27    Заголовок сообщения:

Мешулаш ,Влад - спасибо за Ваши посты. Ваши ответы на вопросы Букарского и реплику Случайного - очень мне понравились. Вообще говоря это один из примеров того ,за чем стоит ходить на мегафорум...
.
Программист
СообщениеДобавлено: 19 Авг 2002 09:36    Заголовок сообщения: Re: Вопрос Авигдору о Торе

Авигдор писал(а):
Вл.Букарский писал(а):
При этом Моше фактически выступает посредником между Б-гом и народом.
Еще одна ошибка, замаскированная словом "фактически". Да ,он переносит информацию от г-да - народу.. Однако нет посредничества между евреями и Б-гом. Если есть такое посредничество это называется авода зара. Причем истукан это или какой нибудь другой идол, или крокодил или человек ... но нет посредника ме
жду евреем и Б=гом. Мы всегда один на один.

Уважаемый Авигдор! Мне очень понравились многие Ваши толкования в этом разделе. И слова "открыть Тору". Дело в том что многие консерваторы рассматривают свои ценности именно как консервы, которые нельзя открывать. А то они испортятся. Нелепо, но - факт.
Если бы Тора понималась всегда так, думаю, многих бед бы в мире не было. Но вот о посреднике: да, человек один на один. Это верно.
Не только с Торой, но и с истиной вообще. Но все же, в известном смыле, Ньютон - до сих пор посредник между нами и истинами о движении тел в космосе.
Так же, надо думать и пророки - посредники между нами и Б-гом. Без них что бы мы знали О Б-ге? Только сердечное чувство, не могущее быть выраженным в слове, поступках.
Мне очень понравились Ваши слова о роли личности. И то что эту концепцию личности можно усмотреть в Иудаизме. До сих пор я считал ее достоянием исключительно Христианства.
Мне кажется, что с исчезновением пророчества как социального института на людей - Дух открывает себе очень непредсказуемо, неожиданно. Это усложняет жизнь для "профессионалов религии", но делает ее более радостной и трудной для других людей.
Есть феномен, общий многим верам: писаные тексты, традиция используются как средство "не смотреть на мир". Как некий раз и навсегда открытый алгоритм, избавляющий нас от необходимости думать, чувствовать, сопереживать здесь и теперь.
.
Часовой пояс: EET (Europe)




Powered by phpBB 2 © 2001, 2002 phpBB Group