Израиль - вчера, сегодня, завтра - главная страница
карта сайта  карта сайта   о проекте Мегаполис  кто мы   e-mail  почта  
Израиль - вчера, сегодня, завтра - Главная страница
 

   Главная Алия Александр Зарудь Иерусалим.


Фотоальбом и израильские рассказы


Родился в Риге в 1963г. В восьмидесятых годах активно преподавал иврит и занимался прочей "сионистской" деятельностью.
В 1990г. переехал наконец в Израиль. Обнаружил, что иврит здесь и без меня знают, и вспомнил, что у меня есть диплом инженера. Работаю в Иерусалиме, занимаюсь автоматизацией водоснабжения Святого города. Живу в Бейт-Шемеше. Женат, двое детей.
К недостаткам отношу страсть к путешествиям, фотографии и видеосъемкам, на которые трачу кучу денег, и склонность к графомании, на которую трачу кучу времени.

Александр Зарудь





Иерусалим.



Иерусалим.
Последние недели политической жизни Израиля прошли под знаком борьбы за сохранение Голанских высот. Две недели назад в Тель-Авиве прошла грандиозная демонстрация; на каждом втором доме, перекрестке, автомобиле можно увидеть плакаты и наклейки "Не уйдем с Голан", "Народ с Голанами" и т.д. Для агитации за отказ от передачи Голан Сирии используются и компьютерные технологии - по электронной почте распространяется screensaver, поднимающий на экран фотографии, запечатлевшие историю заселения Голан и достижения их жителей.
Как и большинство израильтян, я весь полон надежды, что Голаны останутся частью Израиля на веки вечные. Ни в коем случае я не хочу принизить значение этого зеленого, струящегося ручьями и плодородного плато для нашей страны. Но из-за разгоревшихся вокруг Голан страстей мы как-то не заметили, что на повестку дня потихоньку выходит Иерусалим - столица государства Израиль, сердце еврейского народа, город о котором написано: "Пусть отсохнет моя правая рука, если я забуду тебя, Иерусалим!".
В разгар переговоров с Сирией, когда Барак находился в Шепердстаун, незаметно прошла первая стадия второго этапа отступления из Иудеи и Самарии - под управление палестинцев были переданы 5% территорий в районе Иудейской пустыни. Завершение же второго этапа было отложено на две недели - то есть на эти дни. На этот раз палестинцы потребовали.... расположенную почти в Иерусалиме деревню Абу-Дис. Барак не согласился, и завершение второго этапа пока отложено.
Только меня гложет сомнение, что палестинцы отступятся от своих претензий на Иерусалим. И следовательно, нас ждет борьба за нашу столицу, еще более тяжелая, чем за Голаны.
Я далек от того, чтобы обвинить Барака в желании уступить Иерусалим. Но сама логика событий может подвести его к невозможности сохранить город единым. Кроме того, некоторые голоса в его правительстве внушают тревогу. Министр Шломо бен Ами например предлагает оставить Иерусалим под израильским суверенитетом, но дать проживающим в нем арабам автономию в области здравоохранения и просвещения. Йоси Бейлин не возражает против передачи палестинцам лежащих на восточной границе города деревень. И в прошлом, несмотря на существующий в отношении Иерусалима консенсус, звучали странные призывы. Так, Шуламит Алони еще во времена Рабина выдвинула демагогический лозунг "Один город - две столицы".
Из вопросов в Гайд-парке я понял, что у многих существует путаница в отношении Иерусалима. Да и не только в Гайд-парке. Многие из моих друзей, живущих на Средиземноморском побережье Израиля, не представляют себе что происходит в этом городе. Поэтому мне хотелось бы пояснить несколько фактов, чтобы сделать проблемы Иерусалима несколько более ясными. Учитывая, что я очень люблю этот город, прошел все его закоулки (кроме Храмовой горы) и работаю в его муниципалитете, я думаю мне это удастся.
Перейдем к истории с географией. Часто можно слышать, что Иерусалим является святым для мусульман городом. Какое-то значение для них он конечно имеет - не случайно же арабы называют Иерусалим Эль-Кудс (Священный). Но все же святость города для ислама не так велика, как для евреев и христиан. Паломничество в Иерусалим не считается для мусульман обязательным, в отличие от паломничества в Мекку и Медину (такое паломничество называется "хадж"). Так же и при молитве ислам велит обращать свое лицо в сторону Мекки. Иерусалим не упоминается в Коране.
Правда, в этой священной книге мусульман расссказыватся, как чудесный конь Бурак с женским лицом перенес порока Мухаммада в "Мечеть отдаленнейшую", откуда ангел Джибриль взял его на небо, к самому Аллаху. Но где она находилась, в Коране не сказано ни слова. Мусульманская традиция впоследствии стала ассоциировать место нахождения этой мечети с Храмовой горой.
Об истории Иерусалима надо сказать и следующее - он никогда не был арабской столицей. В период арабского владычества город последовательно находился под властью трех арабских династий - Омейядов, Абасидов и Фатимидов, правивших соответственно из Дамасска, Багдада и Каира. При первой из них Иерусалим развивался - именно тогда был построен комплекс на Храмовой горе. Но никто из них не объявил город своей столицей. Некороткое время он служил столицей Латинского королевства - недолговечного образования крестоносцев, не продержавшегося и ста лет. Впоследствии, под властью мамлюков и турков, Иерусалим был провинциальным захолустным городом на окраинах их громадных империй.
Так что за всю свою историю Иерусалим не был главным городом ни одного государства, кроме Иудеи и в новейший период - Израиля. И в этом свете претензии палестинцев на создание своей столицы в Иерусалиме совершенно необоснованны.
Перейдем к более поздним временам. До начала второй половины теперь уже позапрошлого, девятнадцатого века, Иерусалим ютился в пределах Старого города. Строительство же вне городских стен было начато по инициативе и при непосредственном участии английского еврея-филантропа Моше Монтефьоре и местного раввина Йосефа Ривлина. Им обязаны своим существованием кварталы Мишкенот Шаананим, Йемин Моше, Нахлат-а-Шива и другие. Евреи приобретали земельные участки вокруг Иерусалима. Одновременно усиливалось и присутствие в городе европейских держав, строивших в первую очередь церкви и соборы на святых для христиан местах. И только в конце 19-го века арабы по следам евреев и христиан также начинают строительство за пределами Старого города. Для нас же важно, что начиная с этого времени в Иерусалиме устанавливается устойчивое еврейское большинство.
В ходе Войны за независимость Иерусалим оказался разделенным. Часть города, оставшуюся в руках израильтян, стали называть Западным Иерусалимом; находящуюся под контролем Иордании - Восточным. Весь Старый Город оказался в руках Иордании. Для тех, кто незнаком с Иерусалимом - Старый Город, окруженный стеной, включает в себя четыре квартала - Еврейский, Армянский, Мусульманский и Христианский. Именно в Старом Городе располагается огромное количество святынь всез трех религий, включая Западную Стену Иерусалимского Храма, Храмовую Гору и Храм Гроба Господня. По соглашению о прекращении огня евреям должен был быть обеспечен доступ к иудейским святым местам. Этот пункт соглашения никогда не был выполнен.
После раздела Иерусалим оказался в незавидном положении - помимо Старого Города, в руках Иордании оказались часть других районов нашей столицы. Во многих из них находились земли, купленные в свое время евреями. Кроме того, с трех сторон он оказался окруженным иорданской территорией, и доступ к нему обеспечивался только с западной стороны. Если посмотреть на карту, то видно как в те времена от основной территории Израиля отделялась узкая полоса шириной всего в несколько километров, через которую осуществлялось сообщение с городом (Иерусалимский коридор). Вело в него одно единственное шоссе и еще старенькая извилистая железная дорога, оказавшаяся возле самой границы. Старожилы рассказывают, что в вагонах какие-то шутники вешали объявления: "Запрещено высовывать руки и головы за пределы государства Израиль!".
В результате Шестидневной войны Восточный Иерусалим был освобожден. Сразу же после ее окончания Кнессет выпустил Закон, по которому объединенный Иерусалим объявлялся вечной и неделимой столицей Израиля. Тогда же были установлена и муниципальная граница города, остававшаяся неизменной вплоть до последних лет. Два года она была передвинута к западу, и таким образом территория города расширилась за счет земель, находящихся в пределах "зеленой черты". Переход северных, западных и южных окрестностей Иерусалима под израильский контроль обеспечил нормальный доступ к нему со всех сторон. В руках Израиля оказалась Иерихонская дорога, перестроенная впоследствии в современное шоссе. По нему осуществляется движение транспорта к популярным курортам Мертвого моря.
На сегодняшний день положение в городе следующее: Иерусалим представляет собой единый город.
Конечно, в городе существуют как еврейские, так и арабские кварталы, и образ жизни жителей в них различается. Но и там и там власть принадлежит одной единственной инстанции - муниципалитету. Все жители платят муниципальный налог (на иврите - арнону) и получают от городских служб такие услуги, как водоснабжние, канализацию, ремонт и строительство дорог, поддержание нормальной работы светофоров и уличного освещения и т.д. Статус школ в арабской части города не отличается от статуса арабских школ в любом другом месте Израиля.
Я нашел только два фактора, как-то отделяющих населенную арабами восточную часть Иерусалима от остального города. Первый - это система электроснабжения. В отличие от остального Израиля, арабские жители получают электоэнергию от некоей "Электрической компании Иерусалимского округа". Она представляет собой остатки иорданской электросети, существовавшей здесь до объединения города в 1967г. Но и она покупает энергию от обычной "Электрической компании Израиля" (Хеврат а хашмаль ле Исраэль), и только распределяет ее между потребителями. Второе отличие арабских кварталов от западных - существование оставшейся также от Иордании автобусной станции, откуда осуществляется сообщение с арабскими городами за "зеленой чертой". Но в самом Иерусалиме система общественного транспорта едина - автобусы "Эгеда" перевозят пассажиров во все части города, западные и восточные.
Очень важно отметить, что после Шестидневной войны в городе было развернуто интенсивное строительство еврейских жилых кварталов. Большинство из них - Гило, Рамот, Гива Царфатит, Неве-Яков, Писгат Зэев - построены на землях, принадлежавших ранее Иордании. Большинство из них представляют теперь благоустроенные микрорайоны, некоторые - весьма престижные, с очень высокими ценами на квартиры (в первую очередь Гива Царфатит). Чисто формально с точки зрения международного закона они находятся в Восточном Иерусалиме. Израильский же Закон, напоминаю, считает город единым и неделимым.
Строительство этих кварталов осуществлялось в непосредственной близости от арабских деревушек, что сделало невозможным обратный раздел города. На севере и юге эти деревушки оказались в кольце еврейских микрорайонов. А вот на востоке до сих пор сохраняется к сожалению территориальная связь между арабскими поселениями внутри города и за его пределами (об этом - чуть ниже).
Начиная с соглашений Осло, израильский суверенитет над Иерусалимом начал подвергаться атаке со стороны палестинских организаций. Иерусалимский араб, активист ООП Файсал Хуссейни получил портфель "по делам Иерусалима" в палестинской администрации. Ясер Арафат на каждом углу заявляет, что не согласится на меньшее, чем создание палестинского государства со столицей в Иерусалиме. Один из самых тяжелых для Израиля пунктов соглашений Осло гласит, что статус Иерусалима определится при переговорах об окончательном урегулировании. Таким образом, архитекторы Осло дали палестинцам основание оспаривать право Израиля на безоговорочное владение Иерусалимом.
Во времена правления Рабина (благосовенна память его) и Переса внимание прессы неоднократно привлекал "Ориент-Хаус" - красивый особняк в арабском квартале города, превращенный палестинцами чуть ли не в министерство иностранных дел. Активисты ООП принимали там иностранных дипломатов, вплоть до глав внешнеполитических ведомств европейских держав.
Израильские власти грозили палестинцам пальчиком, но ничего не делали. Следует подчеркнуть, что каждый дом в Иерусалиме должен получить от муниципалитета письменное разрешение, без которого его не подключат к системам водоснабжения и канализации, а также к электросети. В этом документе указывается и предназначение здания. Так вот, указанный особняк получил разрешение на использование его в качестве... гостиницы. Однако муниципалитет, хотя и возглавляемый правым мэром Ольмертом, не решился закрыть "Ориент-Хаус" не имея правительственной поддержки.
Безобразия в с приемами иностранных дипломатов в палестинских учреждениях Иерусалима прекратились только с избранием Нетаньягу. Одним из первых действий его правительства в Иерусалиме было открытие второго выхода из туннеля Хасмонеев в Старом Городе. Для незнакомых с географией Иерусалима объясню - этот туннель начинается от площади возле Западной Стены (т. наз. Стены Плача). Существовал он давно, в нем установлена очень интересная динамическая модель Второго Храма, от которого после нажатия кнопочки остается только одна стена - та самая, которая является теперь главной святыней евреев. Доходил этот туннель до начала Виа Долороза - по христианской традиции, Крестного пути, проделанного Иисусом перед распятием. Виа Долороза ежедневно посещается массой туристов, и вдоль нее располагаются арабские лавочки, торгующие сувенирами, легкими закусками и напитками. В сентябре 1996г. быо пробит выход из туннеля как раз в районе Виа Долороза, что между прочим должно было усилить поток туристов к радости торговцев. Но палестинская администрация использовала открытие этого выхода для разжигания страстей вокруг Иерусалима. Были спровоцированы беспорядки, повлекшие гибель шестидесяти палестинцев и пятнадцати израильских солдат. Левые круги обвинили в происшедшей трагедии Нетаньягу, а отнюдь не Арафата.

Следующим этапом борьбы за Иерусалим стало строительство квартала Ар-Хома. Он был запланирован на незаселенной местности у восточной границы города, и должен был создать территориальную связь между еврейскими микрорайонами Гило и Армон-а Нацив. Таким образом, вся южная часть города оказалась бы в кольце еврейских кварталов, что затруднило бы возможный раздел города. Но поднятый палестинцами шум можно сказать достиг своей цели - строительство там велось медленно и вяло. Левые партии, вместо того чтобы однозначно поддержать право евреев строить в любом месте Иерусалима, использовало историю с Ар-Хома для критики правительства Нетаньягу.
Если уж быть честным до конца, то я должен сделать комплимент Бараку - в последние месяцы строительство в Ар-Хома идет полным ходом. Работающие там строители рассказывают, что во времена Нетаньягу строительную площадку без конца посещали иностранные дипломаты, левые активисты и журналисты. А теперь все тихо, работы идут обыденнвым порядком. На мой взгляд, так и надо - поменьше заявлять, побольше строить.
Совсем недавно ситуация в Иерусалиме обострилась после того, как палестинские строители пробили новые ворота для доступа посетителей в "Соломоновы конюшни". При этом был причинен необратимый ущерб археологическим исследованиям - множество возможных находок были уничтожены. "Соломоновы конюшни" не имеют ни малейшего отношения к нашему мудрому царю, а только к рыцарям Ордена Тамплиеров (храмовиков), которые действительно держали в них лошадей.
Было это во времена крестоносцев. Находятся они в просторном зале под мечетью Эль-Акса на Храмовой горе. В последние годы в них начался капитальный ремонт с целью размещения там огромной мечети. Ни правительство Нетаньягу, ни правительство Барака, ни муниципалитет никак не отреагировали на перестройку "Соломоновых конюшен", несмотря на то, что работы были начаты без соответствующего разрешения муниципалитета.
Справедливости ради должен сказать, что ситуация действительно сложная - чувствительность к святым местам разных религий в Иерусалиме огромная. Религиозным конфессиям предоставляется как правило автономия в управлении мечетями и церквами. На Храмовой Горе распоряжается ВАКФ - исламский совет по делам недвижимости. Любое неосторожное действие в отношении святых мест может привести к вспышкам насилия. Так например, в ожидании потока христианских паломников в 2000-м году израильские власти просили у руководства христиан открыть дополнительные ворота в Храме Гроба господня, тоже в Старом Городе. Христиане наотрез отказались. Зато вот мусульмане пробили ворота в мечеть без всякого разрешения.
Еще пример того, как палестинцы пытаются укрепиться в Иерусалиме - несколько недель назад имам мечети, находящейся в иерусалимском квартале Бейт-Цафафа был хитростью заманен в Рамалу и там арестован палестинской полицией. Причина - критика Арафата в его проповедях.
Несмотря на то, что имам - житель Иерусалима и работник Министерства Израиля по делам религий, правительство практически ничего не сделало для его освобождения. И только благодаря посредничеству арабского члена Кнессета Ахмада Тиби несчастный имам смог вернуться домой.
Налицо - ослабление нашего суверенитета в Иерусалиме.
И вот теперь борьба за Иерусалим вступила в новую стадию. Палестинцы потребовали Абу-Дис - деревню, лежащую на восточной границе города. Часть ее находится в пределах муниципальной черты, а часть - снаружи. Не представляю, как можно разделить деревню - если в будущем будет, не дай Б-г, создано палестинское государство, граница с ним пройдет прямо в Иерусалиме! Кроме того, как я уже сказал, на востоке не всюду существует территориальный разрыв между Иерусалимом и палестинскими владениями. И вслед за Абу-Дисом палестинцы могут потребовать деревни Цур-Бахр, Абу-Тор, Эль-Азарие и Иссауе, находящиеся внутри муниципальной черты.
В последнее время иногда можно слышать следующее предложение: расширить муниципальную черту к востоку, присоединить к Иерусалиму близлежащие к нему деревни, и в первую очередь ту часть Абу-Диса, которая на сегодняшний момент находится за его пределами, а потом разделить город, и пусть в Абу-Дис палестинцы устроят свою столицу, назовут ее Эль-Кудс и утверждают, что получили восточную часть Иерусалима. Кстати, в Абу-Дис палестинцы достраивают некое роскошное здание, предназначение которого так до конца и не выяснено. Пошли слухи, что это якобы здание будущего палестинского парламента. Самое поразительное, что часть этого здания находится в пределах муниципальных границ.
Как бы там ни было, предложение отдать палестинцам Абу-Дис кажется мягко говоря неразумным.
От Абу-Дис существует территориальная связь с другими арабскими деревнями, находящимися внутри города - Эль-Азарие, Рас-эль-Амуд, Силуан. Границы между ними весьма условны, и проезжая через них, трудно заметить, что одна деревня кончилась и началась другая. Рас-эль Амуд между прочим находится у южного склона Масличной горы. А оттуда - рукой подать до находящегося на вершине этой горы А-Тур. На западном же ее склоне находтся еврейские и христианские святыни.
На южной стороне расположено самое древнее в мире еврейское кладбище, на котором похоронен Менахем Бегин. Этому кладбищу уже две тысячи лет. На северной же части западного склона, согласно христианской традиции, провел свою последнюю ночь Иисус Христос, и там построено множество церквей. А от Масличной горы до Старого Города всего несколько сот метров - надо только пересечь вади Кедрон. Таким образом, уступка Абу-Дис может привести палестинцев к самому сердцу Иерусалима.
Кроме того, в нескольких километрах к востоку от Иерусалима находится единственное поселение за "зеленой чертой", получившее статус города - Маалэ Адумим. Там живет уже около 30,000 израильтян. И все эти деревни как раз посередине. Так что передача палестинцам земель к востоку от города приведет к территориальному разрыву между Иерусалимом и Маалэ Адумим, большинство жителей которого работают в столице. То есть им придется по утрам проезжать через территорию враждебного государства. Под палестинский контроль перейдет и дорога на Иерихон, ведущая к Мертвому морю, и жителям Иерусалима, желающим искупаться в выходной день, придется делать огромный крюк через Арад, проезжая лишних сто километров.
Бой за Иерусалим впереди. На сегодняшний момент в народе существует консенсус между правыми и левыми на недопустимость каких-либо уступок в столице. Барак заявил, что Иерусалим - это его красная линия. Кто знает, не передвинется ли она в будущем вслед за красной чертой уровня воды в озере Кинерет? Будем надеяться, что свое слово Барак сдержит, несмотря на начавшие раздаваться с левого фланга другие голоса.

Александр Зарудь





  ©1996-2007   Megapolis Org   E-mail:   info@megapolis.org