|
|||||||
|
Первые впечатления Родился в 1946 году. Окончил школу в Омске. Служил в армии в Новосибирске. Окончил театрально-режиссерский факультет в Улан-Удэ, работал актером и режиссером в театрах Волгограда, Омска, Улан-Удэ, Уфы... Параллельно с работой в театре занимался педагогической работой (старший преподаватель кафедры педагогики педагогического института, руководитель курса в техникуме культуры) и журналистикой. Последние двадцать лет жил в Башкирии. Организовал собственный телеканал, на котором работал в качестве телевизионного ведущего, режиссера, оператора, редактора. С января 1999 года безработный. Женат, имеее десятилетноюю дочь Анастасию. Выехал в Израиль на постоянное место жительства 9 сентября 1999 года. Игорь Вид |
Средневековье сегодня Уже в первые дни после репатриации, я обнаружил, что внутри самого Израиля противоречий не меньше, а может быть и больше, чем во внешней политике… Израильское общество очень чётко разделяется на разные категории, которые существуют, как бы, сами по себе. Состоятельные и малообеспеченные, образованные и малограмотные, ватики и олимы… Менее разделены новые репатрианты, но и они попадают в свои группы: алия из Украины, России, Грузии или Средней Азии. Самое явное противоречие, как мне кажется, между людьми религиозными и светскими. Причём, люди светские вовсе не безбожники, они, в большинстве своём верующие, но не являются при этом фанатиками. Так получилось, что последнее время мне пришлось пообщаться с так называемыми “бухарцами” – репатриантами из Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана… то есть, людей, которые большую часть жизни прожили среди мусульман. “Общение” заключалось в том, что я наблюдал за этими людьми сквозь видоискатель видеокамеры, тщательно фиксируя на видеоплёнке различные торжества и мероприятия, которые объединяло одно: невольное, скорее всего, подсознательное обращение этих людей к культуре тех народов, среди которых им пришлось жить ранее, - к культуре базирующейся на традициях ислама. За короткий промежуток времени мне пришлось присутствовать на самых различных торжествах: днях рождения и свадьбах, мне довелось снимать обряды обрезания и поминовения усопших… Я снимал в различных залах торжеств и синагогах, в ресторанах и на природе. И везде без исключения я видел одно и то же: точное исполнение религиозных еврейских обрядов в начале, и постепенный переход к своим традиционным обычаям, в которых от еврейства не остаётся ничего. Яркие, расшитые золотом халаты из парчи, тюбетейки и характерная музыка – неприметные атрибуты этих празднеств. Я человек не религиозный, но с уважением отношусь к людям верующим. Однако когда я вижу, что люди выполняют те или иные религиозные обряды не из-за необходимости единения с Богом, а просто потому, что так принято, мне становиться просто страшно… Я хочу понять, где та грань, которая отделяет человека и его индивидуальность от сознательного (или надуманного?) “ухода в толпу”, чтобы не оставаться личностью, а “раствориться” среди прочих? Это уже не выражение своих истинных чувств по отношению к Богу, а какая-то перестраховка на случай “как бы чего не вышло”… Меня просто поразил такой факт: во время церемонии поминовения (“аскары”) в зале появился человек в чёрной одежде, религиозный еврей, который не считает нужным работать, не считает нужным защищать своё государство, а полагает, что его миссия (и ему подобных) заключается только в том, чтобы молиться, молиться и молиться. Он произнёс короткую речь, обошёл столы, собрал щедрое подаяние и, рассовав деньги по карманам измятых штанов, гордо удалился. Я не очень-то уверен, что эти деньги в полном объёме поступят на счёт какой-нибудь синагоги, но дело не в этом… Почему люди молча сносят всё это? Почему, когда молодые еврейские парни и девушки становятся жертвами палестинских террористов, эти религиозные евреи не хотят, чтобы их дети служили в армии? Почему в обычных школах дети учатся в переполненных классах, а в школах религиозных условия значительно лучше? И так далее, и тому подобное… Если принять за основу, что еврейский народ – особый народ, находящийся в особых отношениях с Богом, то получается, что среди самого народа есть просто евреи и не просто евреи, а евреи особые. Они, эти особые, за право “общения с Богом” могут собирать мзду, (и рассовывать её по карманам измятых штанов), либо просто уклоняться от своих гражданских обязанностей. А вот на другом мероприятии – “брите” я увидел совсем другое. По случаю обрезания новорожденного собрались только люди религиозные. На почётное место усадили уважаемого раввина, положили ему на колени младенца и отец мальчика собственноручно произвёл эту операцию. Затем праздник пошёл своим чередом. Люди молились, пили, ели, танцевали, настала очередь и золотых бухарских халатов, а я всё ждал: когда же придёт “дати” в мятых штанах, чтобы собрать пожертвования? Не дождался я его, видимо, “свои к своим”, не ходят. И подобное, думается мне, происходит не только среди “бухарцев”. Где тонко, там и рвётся, поэтому человека в мятых штанах и с большими карманами всегда можно встретить среди тех, кому можно о чём-то “намекнуть”, дескать, грешки за тобой…и сорвать куш. Фанатизм – вообще плох сам по себе. Это ужасно, когда мусульманин, воспитанный с детства так, что сама мысль о смерти во имя Аллаха приводит его в экстаз, совершает очередной террористический акт. Но не менее ужасно, когда за словами о богоизбранности еврейского народа стоит очевидное желание набить карманы мятых брюк… Игорь Вид |
|||||||||||||||
|