МЫ -- НА ПОСЛЕДНЕМ ДОКАТЕ
Кто из нас теперь не знает наших бед, хотя и покрытых лживой
статистикой? Семьдесят лет влачась за слепородной и злокачественной
марксо-ленинской утопией, мы положили на плахи или спустили под откос
бездарно проведенной, даже самоистребительной, "Отечественной" войны --
треть своего населения. Мы лишились своего былого изобилия, уничтожили
класс крестьянства и его селения, мы отшибли самый смысл выращивать
хлеб, а землю отучили давать урожаи, да еще заливали ее морями
болотами. Отходами первобытной промышленности мы испакостили
окружности городов, отравили реки, озера, рыбу, сегодня уже доконечно
губим последнюю воду, воздух и землю, еще и с добавкой атомной смерти,
еще и прикупая на хранение радиоактивные отходы с Запада. Разоряя себя
для будущих великих захватов под обезумелым руководством, мы вырубили
свои богатые леса, выграбили свои несравненные недра, невосполнимое
достояние наших правнуков, безжалостно распродали их за границу.
Изнурили наших женщин на ломовых неподымных работах, оторвали их от
детей, самих детей пустили в болезни, в дикость и в подделку
образования. В полной запущи у нас здоровье, и нет лекарств, да даже
еду здоровую мы уже забыли, и миллионы без жилья, и беспомощное личное
бесправие разлито по всем глубинам страны, -- а мы за одно только
держимся: чтоб не лишили нас безуемного пьянства.
СЛОВО К УКРАИНЦАМ И БЕЛОРУСАМ
Сам я -- едва не на половину украинец, и в ранние годы рос при
звуках украинской речи. А в скорбной Белоруссии я провел большую часть
своих фронтовых лет, и до пронзительности полюбил ее печальную
скудость и ее кроткий народ.
К тем и другим я обращаюсь не извне, а как СВОЙ.
Да народ наш и разделялся на три ветви лишь по грозной беде
монгольского нашествия да польской колонизации. Это все -- придуманная
невдавне фальшь, что чуть не с IX века существовал особый украинский
народ с особым не-русским языком. Мы все вместе истекли из
драгоценного Киева, "откуду русская земля стала есть", по летописи
Нестора, откуда и засветило нам христианство. Одни и те же князья
правили нами: Ярослав Мудрый разделял между сыновьями Киев, Новгород и
все протяжение от Чернигова до Рязани, Мурома и Белоозера; Владимир
Мономах был одновременно и киевский князь и ростово-суздальский; и
такое же единство в служении митрополитов. Народ Киевской Руси и
создал Московское государство. В Литве и Польше белорусы и малороссы
сознавали себя русскими и боролись против ополяченья и окатоличенья.
Возврат этих земель в Россию был всеми тогда осознаваем как
ВОССОЕДИНЕНИЕ.
Да, больно и позорно вспомнить указы времен Александра II (1863,
1876) о запрете украинского языка в публицистике, а затем и в
литературе, -- но это не продержалось долго, и это было из тех
умопомрачных окостенений и в управительной, и в церковной политике,
которые подготовляли падение российского государственного строя.
Однако и суетно-социалистическая Рада 1917 года составилась
соглашением политиков, а не была народно избрана. И когда, переступив
от федерации, объявила выход Украины из России -- она не опрашивала
всенародного мнения.
Мне уже пришлось отвечать эмигрантским украинским националистам,
которые втверживают Америке, что "коммунизм -- это миф, весь мир хотят
захватить не коммунисты, а русские" (и вот -- "русские" уже захватили
Китай и Тибет, так и стоит уже 30 лет в законе американского Сената).
Коммунизм -- это такой МИФ, который и русские, и украинцы испытали на
своей шее в застенках ЧК с 1918 года. Такой МИФ, что выгреб в Поволжьи
даже семенное зерно, и отдал 29 русских губерний засухе и
вымирательному голоду 1921-22 года. И тот же самый МИФ предательски
затолкал Украину в такой же беспощадный голод 1932-33. И вместе
перенеся от коммунистов общую кнуто-расстрельную коллективизацию, --
неужели мы этими кровными страданиями не соединены?
В Австрии и в 1848 галичане еще называли свой национальный совет --
"Головна Русска Рада". Но затем в отторгнутой Галиции, при австрийской
подтравке, были выращены искаженный украинский ненародный язык,
нашпигованный немецкими и польскими словами, и соблазн отучить
карпатороссов от русской речи, и соблазн полного всеукраинского
сепаратизма, который у вождей нынешней эмиграции прорывается то
лубочным невежеством, что Владимир Святой "был украинец", то уже
невменяемым накалом: нехай живе коммунизм, абы сгубились москали!
[Прим. скан. - По-украински пишется: "нехай живе комунiзм, аби
згубились москалi!"]
Еще бы нам не разделить боль за смертные муки Украины в советское
время. Но откуда этот замах: по живому отрубить Украину (и ту, где
сроду старой Украины не было, как "Дикое Поле" кочевников --
Новороссия, или Крым, Донбасс и чуть не до Каспийского моря). И если
"самоопределение нации" -- так нация и должна свою судьбу определять
с_а_м_а. Без всенародного голосования -- этого не решить.
Сегодня отделять Украину -- значит резать через миллионы семей и
людей: какая перемесь населения; целые области с русским перевесом;
сколько людей, затрудняющихся выбрать себе национальность из двух;
сколькие -- смешанного происхождения; сколько смешанных браков -- да их
никто "смешанными" до сих пор не считал. В толще основного населения
нет в тени нетерпимости между украинцами и русскими.
Братья! Не надо этого жестокого раздела! -- это помрачение
коммунистических лет. Мы вместе перестрадали советское время, вместе
попали в этот котлован -- вместе и выберемся.