Владимир Высоцкий - 20 лет спустя.
Владимир Высоцкий - 20 лет спустя.
В июле исполняется 20 лет со дня смерти В. Высоцкого – актёра, певца, поэта.
Владимир Семёнович Высоцкий, родившийся в 1938, «когда срока огромные брели в этапы длинные», впитал в себя весь ужас поколения победившего социализма, Того социализма, который растоптал волю и достоинство советского человека. Он рос впечатлительным и жестокие игры московской подворотни оставили неизгладимый след в его душе.
Поэтому, ранний период его творчества – блатные песни, впоследствии получившие эвфемизм «городской романс». Начало его популярности связано именно с блатными песнями. Его блатная лирика попала на благодатную почву. На Руси всегда с сочувствием относились к преступникам, видя в них этаких робингудов, лихих свободолюбивых ребят, борцов-протестантов. Истоки этой любви находятся в глубинах загадочной русской души и могут быть предметом отдельного исследования. Народное творчество буквально пронизано тюрьмой, каторгой, побегами, как формой социального протеста. «Бежал бродяга с Сахалина», «Славное море, священный Байкал», «Везут на Север, срока огромные», «Будь проклята ты, Колыма», масса надрывных. жиганских песен и др.
Всё это и послужило источником для раннего Высоцкого и народ его принял сразу, не раздумывая. Однако, таланту Высоцкого скоро стало тесно в рамках «городского романса». Его песни от первого лица – это песни мужества и честности. Шахтёр, гонщик, матрос, солдат, пилот, альпинист и, даже, самолёт («Я – ЯК-истребитель»). Его юмор всегда неожиданный, свежий. «А принцессу мне и даром не надо, чуду-юду я и так победю». Рифмы иногда прямо великолепны, хотя и не так изящны, как у Пушкина или Блока.
«Хвост огромный в кибинет из людей, пожалуй, ста:
Мишке там сказали «Нет», ну, а мне пожалуйста.
Мишка в крик: «Ошибка тут, это я еврей!»
А ему: «Не шибко тут, выдь вон из дверей».
Конечно, этому парню из московского двора далеко до совершенства Пушкина. Его корявости, уровень лексики оставляют желать лучшего. Тем не менее, поздний Высоцкий – это осознание социальной трагедии человека в тоталитарном обществе. Его строки становятся точными, как снайперский выстрел.
«Наконец-то, нам дали приказ наступать, отнимать наши пяди и крохи»
«...По канату, натянутому, как нерв»
«Оградив нам свободу флажками, бьют уверенно, наверняка»
«Скисли душами, опрыщавели»
«А в конце дороги той – плаха с топорами»
«Протопи ты мне баньку по-белому, я от белого света отвык»
«Да это же про нас, какие, к чёрту, волки»
«Глядь, а конём твоим правит коварная ложь»
В тот жаркий июльский день 1980 года Володю Высоцкого хоронила вся Москва. Оплакивала вся огромная страна. Эпитафией ему может быть песня Б.Ш. Окуджавы «О Володе Высоцком»:
«Белый аист на белое небо взлетел,
Чёрный аист на чёрную землю спустился»
Владимир Семёнович Высоцкий, родившийся в 1938, «когда срока огромные брели в этапы длинные», впитал в себя весь ужас поколения победившего социализма, Того социализма, который растоптал волю и достоинство советского человека. Он рос впечатлительным и жестокие игры московской подворотни оставили неизгладимый след в его душе.
Поэтому, ранний период его творчества – блатные песни, впоследствии получившие эвфемизм «городской романс». Начало его популярности связано именно с блатными песнями. Его блатная лирика попала на благодатную почву. На Руси всегда с сочувствием относились к преступникам, видя в них этаких робингудов, лихих свободолюбивых ребят, борцов-протестантов. Истоки этой любви находятся в глубинах загадочной русской души и могут быть предметом отдельного исследования. Народное творчество буквально пронизано тюрьмой, каторгой, побегами, как формой социального протеста. «Бежал бродяга с Сахалина», «Славное море, священный Байкал», «Везут на Север, срока огромные», «Будь проклята ты, Колыма», масса надрывных. жиганских песен и др.
Всё это и послужило источником для раннего Высоцкого и народ его принял сразу, не раздумывая. Однако, таланту Высоцкого скоро стало тесно в рамках «городского романса». Его песни от первого лица – это песни мужества и честности. Шахтёр, гонщик, матрос, солдат, пилот, альпинист и, даже, самолёт («Я – ЯК-истребитель»). Его юмор всегда неожиданный, свежий. «А принцессу мне и даром не надо, чуду-юду я и так победю». Рифмы иногда прямо великолепны, хотя и не так изящны, как у Пушкина или Блока.
«Хвост огромный в кибинет из людей, пожалуй, ста:
Мишке там сказали «Нет», ну, а мне пожалуйста.
Мишка в крик: «Ошибка тут, это я еврей!»
А ему: «Не шибко тут, выдь вон из дверей».
Конечно, этому парню из московского двора далеко до совершенства Пушкина. Его корявости, уровень лексики оставляют желать лучшего. Тем не менее, поздний Высоцкий – это осознание социальной трагедии человека в тоталитарном обществе. Его строки становятся точными, как снайперский выстрел.
«Наконец-то, нам дали приказ наступать, отнимать наши пяди и крохи»
«...По канату, натянутому, как нерв»
«Оградив нам свободу флажками, бьют уверенно, наверняка»
«Скисли душами, опрыщавели»
«А в конце дороги той – плаха с топорами»
«Протопи ты мне баньку по-белому, я от белого света отвык»
«Да это же про нас, какие, к чёрту, волки»
«Глядь, а конём твоим правит коварная ложь»
В тот жаркий июльский день 1980 года Володю Высоцкого хоронила вся Москва. Оплакивала вся огромная страна. Эпитафией ему может быть песня Б.Ш. Окуджавы «О Володе Высоцком»:
«Белый аист на белое небо взлетел,
Чёрный аист на чёрную землю спустился»
Последний раз редактировалось Levy 25 июл 2002, 08:11, всего редактировалось 1 раз.
-
- Философ-реалист
- Сообщения: 19974
- Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
- Откуда: Израиль, Йокнеам Илит
Небольшое уточнение:Высоцкий умер в 80-м, во время Олимпиады. "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется..." Поэтому трудно сказать, что будет лет через 100, но, мне кажется, некоторые его песни навсегда останутся, а некоторые, которые даже нам, родившимся лет на 20 позже Высоцкого, трудно понять(например, про Китайскую культурную революцию), останутся в архивах.
"Не учите меня жить, лучше помогите материально!"
Izik Y писал(а):Небольшое уточнение:Высоцкий умер в 80-м, во время Олимпиады. "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется..." Поэтому трудно сказать, что будет лет через 100, но, мне кажется, некоторые его песни навсегда останутся, а некоторые, которые даже нам, родившимся лет на 20 позже Высоцкого, трудно понять(например, про Китайскую культурную революцию), останутся в архивах.
Спасибо, кажется Вы правы - в 80-м.
В 1962г. был большой идеологический спор между Мао Цзе-дуном и Хрущёвым. В длиннющих статьях они били друг друга одними и теми же цитатами из Маркса и Ленина. "Правда" выходила толстыми пачками. Такого идиотизма даже бывалые совки-агитпроповцы не упомнят. И Высоцкий пропел песлю "Письмо китайцам". Последняя строфа:" Мы сами знаем, где у нас чего. Так наш премьер сказал в письме открытом - мы одобряем мнение его". Если это его слова, то вэй. Впрочем, он тогда пел блатные песни, многого не понимал. Зато в 67-м году: "Отнимите орден у НсЕру, не подходит к ордену НасЕр. А отчего нет золота в стране - раздарили, гады, раздарили. Лучше бы давали на войне, а НасЕры б после нас простили".
Уже лучше.
Уже лучше.
A.Tarn. писал(а):raffal писал(а):"Поэты ходят босиком по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.."
Пятками. Поэты ходят ПЯТКАМИ, дорогой Раффаль.
Да, верно, ошибся - но так уж запомнилось. Пусть и стилистически неверно.
Босиком ходите Вы смотреть Леонтьева по телеку.
Нет, я к вечеру обычно обуваю тапочки - прохладно.
Прекратить дискриминацию российских евреев (и сочувствующих) на МФ !
О Микельанжелло современники говорили: "Здесь живёт Микельанжелло Буанаротти, который творит на века". По-моему, то же и с не меньшим основанием современники могли бы сказать о Высоцком. Он любил Россию такой любовью, какая не могла бы не родить талант, даже если бы его изначально не было. А изначально был гений, не просто талант.
Между прочим, любя русский народ, я вовсе не люблю Россию, и она во мне не болит. Но Высоцкого в Израиле слушать не могу. Россия начинает болеть внутри меня. Уверен, что я не один такой.
Между прочим, любя русский народ, я вовсе не люблю Россию, и она во мне не болит. Но Высоцкого в Израиле слушать не могу. Россия начинает болеть внутри меня. Уверен, что я не один такой.
-
- Участник со стажем
- Сообщения: 977
- Зарегистрирован(а): 22 дек 2001, 02:00
- Откуда: Иерусалим
- Контактная информация:
Levy писал(а):И Высоцкий пропел песлю "Письмо китайцам". Последняя строфа:" Мы сами знаем, где у нас чего. Так наш премьер сказал в письме открытом - мы одобряем мнение его". Если это его слова, то вэй. Впрочем, он тогда пел блатные песни, многого не понимал.
Это Вы в шутку?
С верой нет вопросов, без веры нет ответов.
Еврейская пословица
Еврейская пословица
- Тофик Ибрагимов
- Участник форума
- Сообщения: 50
- Зарегистрирован(а): 05 дек 2001, 02:00
-
- Участник со стажем
- Сообщения: 977
- Зарегистрирован(а): 22 дек 2001, 02:00
- Откуда: Иерусалим
- Контактная информация:
Тофик Ибрагимов писал(а):Перец, не понял Ваш вопрос к Леви. Вы хотите сказать, что Высоцкий всё понимал и во всём разбирался?
Песня, упомянутая Леви - "мы одобряем мнение его", - это песня рабочих тамбовского завода, сочиняющих письмо Мао. Песня явно сатирическая и саркастическая:
В Пекине очень мрачная погода.
У нас в Тамбове на заводе перекур.
Мы пишем вам с тамбовского завода,
Любители опасных авантюр.
Тем, что вы договор не подписали,
Вы причинили всем народам боль
И, извращая факты, доказали,
Что вам дороже генерал Де Голль.
Нам каждый день насущный мил и дорог,
Но если даже вспомнить старину,
То это ж вы изобретали порох
И строили Китайскую стену.
Мы понимаем, вас совсем немало,
Чтоб триста миллионов погубить.
Но мы уверены, что сам товарищ Мао,
Ей-богу, очень-очень хочет жить.
Когда вы рис водою запивали,
Мы проявляли интернационализм.
Небось, когда вы русский хлеб жевали,
Не говорили про оппортунизм.
Боитесь вы, что реваншисты в Бонне,
Что Вашингтон грозится перегнать.
Но сам Хрущев сказал еще в ООН-е,
Что мы покажем кузькину им мать.
Вам не нужны ни бомбы ни снаряды,
Не раздувайте вы войны пожар,
Мы нанесем им, если будет надо,
Ответный термоядерный удар.
А если зуд - без дела не страдайте,
У вас еще достаточно делов:
Давите мух, рождаемость снижайте,
Уничтожайте ваших воробьев.
И не интересуйтесь нашим бытом,
Мы сами знаем, где у нас чего,
Так наш ЦК писал в письме открытом.
Мы одобряем линию его.
Надо совершенно не понимать литературных приемов, чтобы подумать, что Высоцкий солидаризируется с написанным от имени этих рабочих письмом.
Прикалываясь над идиотизмом китайцев, Высоцкий в равной степени прикалывался и над идиотизмом советских вождей, и промытыми мозгами советских людей.
Я не знаю, что значит "не все понимал, и не во всем разбирался", но уж в советской действительности Высоцкий во все периоды своего творчества разбирался, полагаю, намного лучше, чем ныне живущее постсоветское поколение.
Это напоминает рецензии из школьных учебников вроде "Достоевский не осознавал" и "Гоголь недооценивал".
То, в чем разбирался Высоцкий и что понимал, прекрасно видно из его даже самых первых песен, и принимать его ерничество за чистую монету и вершину его понимания действительности в тот или иной период - значить совершенно не разбираться в природе творчества.
С верой нет вопросов, без веры нет ответов.
Еврейская пословица
Еврейская пословица
Я уже писал об идиотизме спора Мао и Хруща. Над этим потешалась вся страна, ходило масса анекдотов. Люди, понимая всё это, послушно "одобряли мнение его" на собраниях. Попробуй, не одобри - не дадут талон на стиральную машину - и будешь руками стирать пелёнки твоего младенца. И из очереди на холодильник выкинут. И забудь о льготной путёвке по ленинским местам на теплоходе "Мария Ульянова". Песня "письмо китайцам" - музыкалный анекдот. Тем не менее, в этот период "городского романса", Высоцкий не осознавал всего цинизма и бесчеловечности власти. Некоторые не осознаЮт этого до сих пор. Осознание советских реалий приходит к Высоцкому с подъёмом движения шестидесятников после свержения Хрущёва 13 октября 1964 года. Вот тогда и появились его "социально звучащие" песни, как отражение атмосферы тех лет.
-
- Апологет снобизма
- Сообщения: 568
- Зарегистрирован(а): 31 янв 2002, 02:00
- Откуда: То Тут, То Там
- Контактная информация:
Перец писал(а):
То, в чем разбирался Высоцкий и что понимал, прекрасно видно из его даже самых первых песен, и принимать его ерничество за чистую монету и вершину его понимания действительности в тот или иной период - значить совершенно не разбираться в природе творчества.
100% И не обязательно только в творчестве Высоцкого!
Все люди - братья. Обниму китайца! Привет Мао Дзе Дуну передам...
Давайте разделим две разные вещи. Человеческое общество устроено несправедливо в любой стране. Несправедливость общества чувствуют поэты (здесь поэт понимается расширительно), ибо они "без кожи". Высоцкий имел обострённое чувствао справедливости с самого начала, ибо родился поэтом. Если говорить только об этом, то Перец и Слоновой правы.
Но есть и другая ипостась понимания социальной справедливости. Это осознание справедливости социального строя и идеологии страны, где ты родился. (Я упрямо применяю хрестоматийное "осознал", а не "въехал", "просёк" и т.д.). Мало-помалу, начиная, примерно, с 59-го года, начали пробуждаться стремления внести в эту тусклую, серую жизнь какие-то свежие краски. Вознесенский в то время, даже, стихо такое сочинил - Краски. Потом это переросло в "Оттепель". Вначале Высоцкий не был участником этих процессов, хотя всё происходило на его глазах. Он разделял надежды народа на возрождение, которые внушал Хрущёв в первые свои 5 лет у власти (54-59гг). Потом начало приходить в народ понимание того, что страной правит не прогрессивный деятель, а "Никита-звонарь". И вот только тогда и к Высоцкому начало приходить понимание, что есть совейская власть. Что и отразилось в его песнях. От фразы "Ударил первым я тогда, так было надо" до "Скисли душами, опрыщавели" дистанция огромного размера и Высоцкий её проходил долго и мучительно. Кстати, такова судьба многих творческих людей тех времён.
Но есть и другая ипостась понимания социальной справедливости. Это осознание справедливости социального строя и идеологии страны, где ты родился. (Я упрямо применяю хрестоматийное "осознал", а не "въехал", "просёк" и т.д.). Мало-помалу, начиная, примерно, с 59-го года, начали пробуждаться стремления внести в эту тусклую, серую жизнь какие-то свежие краски. Вознесенский в то время, даже, стихо такое сочинил - Краски. Потом это переросло в "Оттепель". Вначале Высоцкий не был участником этих процессов, хотя всё происходило на его глазах. Он разделял надежды народа на возрождение, которые внушал Хрущёв в первые свои 5 лет у власти (54-59гг). Потом начало приходить в народ понимание того, что страной правит не прогрессивный деятель, а "Никита-звонарь". И вот только тогда и к Высоцкому начало приходить понимание, что есть совейская власть. Что и отразилось в его песнях. От фразы "Ударил первым я тогда, так было надо" до "Скисли душами, опрыщавели" дистанция огромного размера и Высоцкий её проходил долго и мучительно. Кстати, такова судьба многих творческих людей тех времён.
Levy писал(а):Человеческое общество устроено несправедливо в любой стране. Несправедливость общества чувствуют поэты. Высоцкий имел обострённое чувствао справедливости с самого начала, ибо родился поэтом. Но есть и другая ипостась понимания социальной справедливости. Это осознание справедливости социального строя и идеологии страны, где ты родился. Мало-помалу, начиная, примерно, с 59-го года, начали пробуждаться стремления внести в эту тусклую, серую жизнь какие-то свежие краски. Потом это переросло в "Оттепель". Вначале Высоцкий не был участником этих процессов, хотя всё происходило на его глазах. Он разделял надежды народа на возрождение, которые внушал Хрущёв в первые свои 5 лет у власти (54-59гг). Потом начало приходить в народ понимание того, что страной правит не прогрессивный деятель. И вот только тогда и к Высоцкому начало приходить понимание. Что и отразилось в его песнях. Высоцкий её проходил долго и мучительно. Кстати, такова судьба многих творческих людей тех времён.
Леви, Вы меня, конечно, извините, но Вы иногда будто передачу переключаете, и тогда вместо Вашего привычного, вполне качественного, стиля вдруг является некий монстр советской литературно-критической лексики. Я именно о форме говорю, а не о содержании. Зачем Вам все эти картонные обороты: "начало приходить понимание"... "не был участником этих процессов"... "но есть и другая ипостась понимания социальной справедливости"? Вы же по-человечески говорить умеете, зачем переходить на тарабарский?
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 26 гостей