В последние дни я получил немало нареканий за чрезмерно резкий стиль своих высказываний. Во-первых, я хочу извиниться, если кого-то обидел. Такой цели конечно не было, нет и не будет. Если кому-то показалось, будто моя цель - как-то задеть авторов, то это не так. С большинством участников фотоклуба я не знаком лично, никогда с ними не встречался, и конечно у меня не может быть ничего личного против кого бы то ни было из них. Все, что я пишу, я беру исключительно из фотографий.
К несколько резкому, на взгляд некоторых, стилю я привык в маленьком интимном кругу фотографов, собирающемся раз в две недели в Иерусалиме. Когда меня туда привели, я принес неплохой, на мой взгляд, портрет религиозного мальчика у Стены плача - я как раз прошел пару мастер-классов Левита, и был уверен, что научился снимать жанровые портреты. Руководитель нашей группы, Рони Давид, едва взглянув на мой "шедевр", разгромил его в нескольких словах: "Кроме технического качества, здесь нет ничего. Это не работа". Возможно, на моем месте кто-нибудь бы обиделся. Я же понял, что если хочу стать здесь своим, обязан работать. И не только в смысле совершенствовать технику, но и понять - а зачем я вообще снимаю? Чего я хочу?
Возможно, я не учел того, что я не у себя в клубе. Что ж, я постараюсь быть более вежливым. И тут встает вопрос: а как совместить вежливость, желание не обидеть, с честностью? Как сказать автору, что его работа ниже всякой критики, и в то же время не дать ему почувствовать горечь?
На многих фотосайтах не только из-за рейтинга, но и из-за нежелания обидеть, комменты и голосования на них потеряли всякий смысл. Несколько лет назад я выставил на фотосайте слабенькую, безликую открытку из одного ирландского городка. И получил немало весьма доброжелательных отзывов. Зачем? Вот это:
http://www.photosight.ru/photos/3096187/?from_member
Но и мы этим страдем. Вот похожий пример у нас:
http://megapolis.org/forum/viewtopic.php?f=41&t=58265
Теперь, три года спустя, я смотрю на эти фотки и вижу - неудача. Они даже самого меня не трогают. Но Саша, Марина, Music явно незаслуженно хвалили эти работы. И только Елка честно написала - не нравится. А ведь она была права! Впрочем, там был индикатор, помогший мне понять провал вопреки хорошей критике, но ведь не всегда оно так работает.
Я не хочу сказать, что перечисленные выше уважаемые участники и многие другие сознательно льстят авторам, конечно же нет. Они совершенно искренни в своем желани всюду найти хоть что-то хорошее, они очень добрые люди, которые не хотят, чтобы из-за их резкого слова у кого-то испортилось настроение. Но ведь авторы, по крайней мере некоторые, выставляют фотографии и для того, чтобы получить искреннее впечатление. Свои работы очень сложно оценить - в них слишком много личного. Сколько раз я показывал понравившиеся здесь мои фотографии своему другу Марку Нейману, опытнейшему профессионалу, и он пригвождал их одним словом "Никакая". Я понимаю - друг может сказать то, что не может чужой человек, я постараюсь учитывать это в своей критике. Но найти способ быть искренниим все-таки надо.
В этой теме я бы хотел объяснить и то, как я понимаю фотоискусство ( в шиоком смысле слова, включая журналистику, документалистику и т.д.). В первую очередь фотография - это способ, которым автор пытается нам что-либо сообщить. У него должно быть что-то за душой, это раз. Два - он должен владеть техникой, которое позволит ему передать нам свое послание в такой форме, которое нас "зацепит", заставит внимательно рассмотреть фотографию, затронет какие-то струны нашей души. Сами по себе свет, объем, композиция, ритм и т.д. бессмысленны, не они критерий удачного фото. К сожалению, в последние годы появилось немало снимков, в которых техника подменяет собой чувства. Современные фотоаппараты снимают качественно, автоматика обеспечивает фокус, проработку деталей, разрешающая способность объективов и качество матриц позволяют передать каждый листик дерева, каждую травинку в поле. И многим кажется, что это и есть хорошая фотография. Но фотку без стоящей за ней души не спасет ничего. Несколько лет назад я принес в фотоклуб фотки с очередного Пурима. Я и сам был недоволен ими, но не мог понять, в чем дело. Лучшая была эта:
http://megapolis.org/forum/viewtopic.php?f=41&t=52721
(Кстати, опять незаслуженная похвала, даже Илона этим грешила). Руководитель клуба тут же сказал: "Тебя там не было". И ведь точно! Меня неслыханно раздражали шум и теснота на улицах, истеричное, натужное веселье, и т.д. Я снимал механически, без всякого воодушевления, без драйва. И советы очень уважаемого мной Иосифа, к сожалению, не помогли бы... Было бы честнее написать: "Провальное фото".
Так вот, такие работы, сделанные механически, по расчету, но не по велению души, появляются в немалом количестве. И их не спасти никакими кадрированиями, никакими фотошопными ухищрениями. И если кто-нибудь подскажет мне, как сказать об этом участнику и не обидеть его при этом я буду премного благодарен.
А теперь о самих участниках. Им я бы предложил быть не столь обидчивыми. Тот, кто выставляет свою работу публично, должен быть готов к критике. Понятно что едкие, язвительные замечания иногда ранят, но часто приходится признать, что в них что-то есть. И я не раз их получал, вот пример:
http://www.photosight.ru/photos/57055/?from_member
Полученный мной коммент:
Я думаю, если Бог даст побывать в тех краях, я что нибудь сниму. И уверяю тебя, это не будет очередной открыткой. На этой фотографии не хватает лишь двух туристов в шортах, цинично жующих бутерброд измазанный кетчупом. Вот была бы мистика!
Сказать, что я не обиделся, было бы неправдой. А ведь теперь, спустя годы, я вижу, насколько прав был автор этого комментария, и должен признать, что подобная критика немало поспособствовала моему росту как фотографа.
Я конечно не призываю так писать, и более того - отмодерирую любого, кто так напишет. Уверен - второй модератор поступит так же. Но как бы при этом не выплеснуть ребенка вместе с водой?
Как не скатиться к хамству, будучи честным - и как не стать лжецом, пытаясь остаться вежливым?
Извиняюсь за длинный пост, прошу всех высказаться.