Шаббат
Модератор: Moderator16
Шаббат
Здравствуйте, Уважаемые участники форума. Интересует вот какой вопрос, как отмечать Шаббат? Я почитал немного в интернете и мне не очень понятно понятие "Работа" или "мала". Написано, что работой считаются все действия, которые выполнялись чтобы построеть мобильное святилище. Но я не могу перенести это на современные реалии. Помогите пожалуйтса, скажите как праздновать Шаббат.
- Avraam
- Участник со стажем
- Сообщения: 1163
- Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
- Откуда: Karmiel , Israel
Re: Шаббат
Философия шабата (глава "четвертая заповедь") - http://evrey.com/sitep/biblo/index.php?biblo=moral
Практические законы : https://sinagoga.jeps.ru/Pdf/tsaritsa%20subbota.pdf
Практические законы : https://sinagoga.jeps.ru/Pdf/tsaritsa%20subbota.pdf
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !
Re: Шаббат
Выскажу свою нерелигиозную и негалахическую точку зрения именно сегодня - в шабат. Во-первых шабат необходим вовсе не для того, чтобы его отмечали и даже не ради отдыха. Изначальная идея и цель шабата состояла в посвящении этого дня богу, как сказано: "זכור את יום השבת לקדשו" и далее: "ויום השביעי שבת ליהוה אלהיך". Даже с точки зрения ортодоксального иудаизма и даже без учёта исключений из правил (спасение жизни) нет абсолютного запрета зажигать огонь, жарить мясо и совершать другие действия, обычно считающиеся запрещёнными в шабат. Для тех кто не знает, в шабат в Храме зажигали огонь, жарили мясо жертвенных животных и совершели другие, в ином контексте, запрещённые в шабат действия, но в данном контексте посвящённые богу. Это так же следует из слова мелаха, которым называются эти запрещённые действия - מלאכה. Это слово однокоренное слову ангел - מלאך. Ангел - это посланник или исполнитель, осуществляющий волю того, кто его послал. Ангелом может быть даже сам человек и об этом можно прочитать в истории встречи Яакова с Эсавом, к которому Яаков послал своих ангелов: "וישלח יעקב מלאכים לפניו אל עשו אחיו".
Что же такое мелаха? Одним из примером мелахи является работа раба Йосефа в доме его первого хозяина Потифара: "ויבא הביתה לעשות מלאכתו". Почему здесь используется слово "מלאכתו", а не скажем "תפקידו"? Очевидно потому, что Йосеф был продан в рабство, был рабом в доме Потифара и в данной истории пришёл к нему в дом для того, чтобы выполнить волю своего хозяина. Это в корне не то же самое, как жизнь в своём доме и совершение в нём действий по своей воле, не связанных с извлечением прибыли - например включение лампочки освещения или зажигание свечи. Мелаха не обязательно связана с физическим рабством, она может быть связана и с наёмным трудом. Люди становятся наёмными рабочими не по своей воле, а из необходимости зарабатывать себе и своей семье на жизнь. Таким образом то же самое действие может быть как мелахой, так и не мелахой - в зависимости от контекста. Когда вы включаете электрический двигатель вентилятора или кондиционера в знойный летний день, вы делаете это по собственной воле и совсем не ради извлечения прибыли. Если же вы идёте на завод, который на иврите называется "בית מלאכה", что дословно - дом мелахи, и включаете там электрический двигатель станка, ради зарабатывания денег, вот это уже настоящая мелаха.
Работа (עבודה) так же запрещена в шабат. Что такое работа и чем она отличается от мелахи? Очевидно, что работа - это, выражаясь современным языком, предпринимательство. То есть являясь не наёмным работником, а хозяином какого либо бизнеса вы так же не должны там работать или как-то иначе посвящать этот день бизнесу, а не богу.
Ещё один пример - фаршированная рыба (гефилте фиш). Это рыбное блюдо возникло из-за одного не очень умного запрета, который есть только у ашкеназских евреев - запрет отделять мясо от костей в шабат. У сефардских евреев такого запрета нет, поэтому у них нет и гефилте фиш. Более того, большинство сефардов этот наш гефилте фиш просто не любят. А почему у них нет этого запрета? Потому что они считают отделение мяса от костей способом поедания пищи (דרך אכילה) то есть они вкладывают совершенно иной контекст в действие, иначе действительно запрещённое в шабат.
Таким образом неправильно запрещать в шабат просто какие-то действия, а правильно запрещать их лишь в определённых контекстах. Шабат - это день, который должен быть посвящён богу, а не профессии или бизнесу или даже хобби.
Включая лампочку освещения или электрический чайник ради одного - двух стаканов чая или кофе вы не противоречите этому принципу. Если вы учите в шабат Тору и хотите спросить своего друга или учителя, почему вы не можете сделать это по телефону или месенжеру? Неужели этим вы нарушите ту самую основную цель шабата - посвятить этот день богу? Очевидно, что не нарушаете.
Что же такое мелаха? Одним из примером мелахи является работа раба Йосефа в доме его первого хозяина Потифара: "ויבא הביתה לעשות מלאכתו". Почему здесь используется слово "מלאכתו", а не скажем "תפקידו"? Очевидно потому, что Йосеф был продан в рабство, был рабом в доме Потифара и в данной истории пришёл к нему в дом для того, чтобы выполнить волю своего хозяина. Это в корне не то же самое, как жизнь в своём доме и совершение в нём действий по своей воле, не связанных с извлечением прибыли - например включение лампочки освещения или зажигание свечи. Мелаха не обязательно связана с физическим рабством, она может быть связана и с наёмным трудом. Люди становятся наёмными рабочими не по своей воле, а из необходимости зарабатывать себе и своей семье на жизнь. Таким образом то же самое действие может быть как мелахой, так и не мелахой - в зависимости от контекста. Когда вы включаете электрический двигатель вентилятора или кондиционера в знойный летний день, вы делаете это по собственной воле и совсем не ради извлечения прибыли. Если же вы идёте на завод, который на иврите называется "בית מלאכה", что дословно - дом мелахи, и включаете там электрический двигатель станка, ради зарабатывания денег, вот это уже настоящая мелаха.
Работа (עבודה) так же запрещена в шабат. Что такое работа и чем она отличается от мелахи? Очевидно, что работа - это, выражаясь современным языком, предпринимательство. То есть являясь не наёмным работником, а хозяином какого либо бизнеса вы так же не должны там работать или как-то иначе посвящать этот день бизнесу, а не богу.
Ещё один пример - фаршированная рыба (гефилте фиш). Это рыбное блюдо возникло из-за одного не очень умного запрета, который есть только у ашкеназских евреев - запрет отделять мясо от костей в шабат. У сефардских евреев такого запрета нет, поэтому у них нет и гефилте фиш. Более того, большинство сефардов этот наш гефилте фиш просто не любят. А почему у них нет этого запрета? Потому что они считают отделение мяса от костей способом поедания пищи (דרך אכילה) то есть они вкладывают совершенно иной контекст в действие, иначе действительно запрещённое в шабат.
Таким образом неправильно запрещать в шабат просто какие-то действия, а правильно запрещать их лишь в определённых контекстах. Шабат - это день, который должен быть посвящён богу, а не профессии или бизнесу или даже хобби.
Включая лампочку освещения или электрический чайник ради одного - двух стаканов чая или кофе вы не противоречите этому принципу. Если вы учите в шабат Тору и хотите спросить своего друга или учителя, почему вы не можете сделать это по телефону или месенжеру? Неужели этим вы нарушите ту самую основную цель шабата - посвятить этот день богу? Очевидно, что не нарушаете.
- Avraam
- Участник со стажем
- Сообщения: 1163
- Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
- Откуда: Karmiel , Israel
Re: Шаббат
tired писал(а):Источник цитаты ... Это так же следует из слова мелаха, которым называются эти запрещённые действия - מלאכה. Это слово однокоренное слову ангел - מלאך. Ангел - это посланник или исполнитель, осуществляющий волю того, кто его послал. Ангелом может быть даже сам человек и об этом можно прочитать в истории встречи Яакова с Эсавом, к которому Яаков послал своих ангелов: "וישלח יעקב מלאכים לפניו אל עשו אחיו".
Что же такое мелаха? Одним из примером мелахи является работа раба Йосефа в доме его первого хозяина Потифара: "ויבא הביתה לעשות מלאכתו". Почему здесь используется слово "מלאכתו", а не скажем "תפקידו"? Очевидно потому, что Йосеф был продан в рабство, был рабом в доме Потифара и в данной истории пришёл к нему в дом для того, чтобы выполнить волю своего хозяина. Это в корне не то же самое, как жизнь в своём доме и совершение в нём действий по своей воле, не связанных с извлечением прибыли - например включение лампочки освещения или зажигание свечи. Мелаха не обязательно связана с физическим рабством, она может быть связана и с наёмным трудом. Люди становятся наёмными рабочими не по своей воле, а из необходимости зарабатывать себе и своей семье на жизнь. Таким образом то же самое действие может быть как мелахой, так и не мелахой - в зависимости от контекста. Когда вы включаете электрический двигатель вентилятора или кондиционера в знойный летний день, вы делаете это по собственной воле и совсем не ради извлечения прибыли. Если же вы идёте на завод, который на иврите называется "בית מלאכה", что дословно - дом мелахи, и включаете там электрический двигатель станка, ради зарабатывания денег, вот это уже настоящая мелаха.
Работа (עבודה) так же запрещена в шабат. Что такое работа и чем она отличается от мелахи? Очевидно, что работа - это, выражаясь современным языком, предпринимательство. То есть являясь не наёмным работником, а хозяином какого либо бизнеса вы так же не должны там работать или как-то иначе посвящать этот день бизнесу, а не богу...
.
Вышеописанное можно определить как ваше личное мнение, основанное на ваших догадках .
С текстом Торы оно согласуется плохо .
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !
Re: Шаббат
Avraam, с текстом Торы моё мнение как раз очень хорошо согласуется и на этом тексте основано. А о том, что это именно моё мнение, не совпадающее с официальной галахой я сказал в самом начале.
- Avraam
- Участник со стажем
- Сообщения: 1163
- Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
- Откуда: Karmiel , Israel
Re: Шаббат
tired писал(а):Источник цитаты Avraam, с текстом Торы моё мнение как раз очень хорошо согласуется и на этом тексте основано. А о том, что это именно моё мнение, не совпадающее с официальной галахой я сказал в самом начале.
Любопытно .
Как вы объясните казнь собиравшего дрова ?
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !
Re: Шаббат
Вот объяснение на сайте Толдот https://toldot.ru/urava/ask/urava_8007.html
Его достаточно, чтобы понять, что этот человек делал это совсем не с той целью, о которой я говорил.
-
- Ветеран мега-форума
- Сообщения: 3674
- Зарегистрирован(а): 24 ноя 2009, 00:12
Re: Шаббат
Не вари детеныша в молоке матери его . [Сончино]
Avraam, эта заповедь, на мой взгляд, прозрачна, как слеза ребёнка.
Мудрецы же здесь умудрились нагородить огромную гору запретов.
Ну при чём здесь, скажите на милость, раздельная посуда? Или требование отрезать кошерным ножом 30 мм от края куска сыра разрезанного не кошерным ножом и выбросить этот кусок сыра?
Слова "матери его", вообще никто не комментирует. Даже РаШИ.
Ибн Эзра, комментарий которого приводит Сончино,видимо не согласен с другими мудрецами. Но, и оспаривать их не решился.Ибн Эзра пишет: "Смысл этого запрета скрыт даже от тех, кто обладает мудростью". (Сончино)
Re: Шаббат
Владимир 2-ой, Не детёныша, а козлёнка и смысл этого запрета таки не скрыт. По непризнанному ортодоксальным иудаизмом мнению Рамбама, с которым я полностью согласен, запрет варить козлёнка в молоке его матери есть запрет идолопоклонства богине плодородия Ашере. Обряд поклонения Ашере включал в себя именно это.
Иудаизм - это изначально не монотеистическая религия, а монолатрия или крайняя форма генотеизма. Монотеизм был выдуман и притянут за уши позже, в ходе развития религиозной философии в условиях отсутствия божественного присутствия в реальном мире.
Иудаизм - это изначально не монотеистическая религия, а монолатрия или крайняя форма генотеизма. Монотеизм был выдуман и притянут за уши позже, в ходе развития религиозной философии в условиях отсутствия божественного присутствия в реальном мире.
- Avraam
- Участник со стажем
- Сообщения: 1163
- Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
- Откуда: Karmiel , Israel
Re: Шаббат
tired писал(а):Источник цитаты
Вот объяснение на сайте Толдот https://toldot.ru/urava/ask/urava_8007.html
Его достаточно, чтобы понять, что этот человек делал это совсем не с той целью, о которой я говорил.
Поясните пожалуйста, в рамках вашей теории, за что был казнен Цлофхад ?
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !
- Avraam
- Участник со стажем
- Сообщения: 1163
- Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
- Откуда: Karmiel , Israel
Re: Шаббат
Владимир 2-ой писал(а):Источник цитатыНе вари детеныша в молоке матери его . [Сончино]Avraam, эта заповедь, на мой взгляд, прозрачна, как слеза ребёнка.Мудрецы же здесь умудрились нагородить огромную гору запретов.Ну при чём здесь, скажите на милость, раздельная посуда?Или требование отрезать кошерным ножом 30 мм от края куска сыра разрезанного не кошерным ножом и выбросить этот кусок сыра?Слова "матери его", вообще никто не комментирует. Даже РаШИ.Ибн Эзра, комментарий которого приводит Сончино,видимо не согласен с другими мудрецами. Но, и оспаривать их не решился.Ибн Эзра пишет: "Смысл этого запрета скрыт даже от тех, кто обладает мудростью". (Сончино)
Не уловил, как написанное вами сочетается с темой шабата ?
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !
Re: Шаббат
Avraam писал(а):Источник цитатыПоясните пожалуйста, в рамках вашей теории, за что был казнен Цлофхад ?
За занятие бизнесом в шабат, несмотря на предупреждения.
- Avraam
- Участник со стажем
- Сообщения: 1163
- Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
- Откуда: Karmiel , Israel
Re: Шаббат
tired писал(а):Источник цитатыAvraam писал(а):Источник цитатыПоясните пожалуйста, в рамках вашей теории, за что был казнен Цлофхад ?
За занятие бизнесом в шабат, несмотря на предупреждения.
Вы забавный .
Хорошего вечера
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !
Re: Шаббат
Avraam писал(а):Источник цитатыВы забавный .
Переход на личности - первый признак неправоты.
-
- Ветеран мега-форума
- Сообщения: 3674
- Зарегистрирован(а): 24 ноя 2009, 00:12
Re: Шаббат
tired писал(а):Источник цитатыAvraam писал(а):
Источник цитатыПоясните пожалуйста, в рамках вашей теории, за что был казнен Цлофхад ?
За занятие бизнесом в шабат, несмотря на предупреждения.
БИ́ЗНЕС
/нэ/
Мужской род
То, что является источником дохода; деловое предприятие.
Сомневаюсь.
Сыновей у бедняги не было.
Дочери в шатре мёрзли.
Надо же как то спасти их от мороза.
Какой же это бизнес?
-
- Ветеран мега-форума
- Сообщения: 3674
- Зарегистрирован(а): 24 ноя 2009, 00:12
Re: Шаббат
tired писал(а):Источник цитаты Иудаизм - это изначально не монотеистическая религия, а монолатрия или крайняя форма генотеизма.
Собственно Тора и сама это признаёт.
Всевышний в Хумаше многократно предупреждал и предостерегал народ от поклонения другим богам./1/ И ГОВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ СЛОВА ЭТИ, СКАЗАВ:
/2/ "Я - БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЗ ДОМА РАБСТВА. /3/ ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ИНЫХ БОГОВ, КРОМЕ МЕНЯ.
Re: Шаббат
Владимир 2-ой писал(а):Источник цитатыtired писал(а):Источник цитаты Иудаизм - это изначально не монотеистическая религия, а монолатрия или крайняя форма генотеизма.
Собственно Тора и сама это признаёт.
Но везде и всюду нам твердят про монотеизм.
Re: Шаббат
Владимир 2-ой писал(а):Источник цитатыСомневаюсь.Сыновей у бедняги не было.Дочери в шатре мёрзли.Надо же как то спасти их от мороза.Какой же это бизнес?
Перечитайте ответ на сайте Толдот, ссылку на который я дал выше. Не нужно было ему от мороза спасаться.
-
- Ветеран мега-форума
- Сообщения: 3674
- Зарегистрирован(а): 24 ноя 2009, 00:12
Re: Шаббат
Avraam писал(а):Источник цитаты Не уловил, как написанное вами сочетается с темой шабата ?
Avraam, Вы правы - никак не сочетается.
Но, речь зашла о соответствии Галахи Торе (Хумашу).
Вот я и решился поделится своими мизерными знаниями на этот счёт.
Доброй Вам ночи.- Avraam
- Участник со стажем
- Сообщения: 1163
- Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
- Откуда: Karmiel , Israel
Re: Шаббат
tired писал(а):Источник цитатыAvraam писал(а):Источник цитатыВы забавный .
Переход на личности - первый признак неправоты.
Ну так уж и переход на личности .
Могу переформулировать : Ваши рассуждения принесли мне несколько приятных минут .
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 225 гостей