delinquency писал(а):Например, из этого абзаца отчетливо видно, что перед тем как сотворить женщину, боженька пытался подобрать человеку «помощника» среди птиц и зверей. Не сложилось, увы.
"Увы" - для кого?!
Впрочем в мире же есть и зоофилы.
................
Но больше всего мне понравились комменты Вильшанского и его "Современный комментарий к Пятикнижию"
Н-р:
Если считать Адама не первым человеком ВООБЩЕ, а первым человеком, давшим начало развитию современной цивилизации около 6000 лет тому назад, то никакого противоречия не возникает. Люди на Земле существовали, конечно, и к моменту сотворения Адама, как это прямо следует из самого текста Торы, если над ним не слишком философствовать. Но, по сравнению с людьми цивилизации, которую представляли собой Адам и Ева, эти люди находились на значительно низшем уровне развития как духовно, так и, вероятно, физически. История Адама и Евы, если посмотреть на нее иначе, проясняет очень многие кажущиеся несоответствия в тексте Священного писания.
Начнем с того, что попытки логически понять общеизвестную историю грехопадения Адама и Хавы (Евы) привели лишь к тому, что были написаны буквально тысячи книг с целью так или иначе объяснить, что за история произошла в "Райском саду" (на языке иврит "Ган-Эден", а в вольном созвучном переводе на русский - "Сад Эдема"). Тем не менее, к единому мнению комментаторам прийти не удалось. Мы, современные люди, не видим логики в действиях Вс-вышнего, как они описаны в Торе, вернее сказать, в том, как их толковали во все времена. Если Он хотел мира в Эдене, незачем было провоцировать Адама и Хаву. Он вполне мог сделать как-то иначе, чтобы не возникла ситуация непослушания, за которую Адам и Хава были наказаны, причем вовсе не так, как было обещано; Вс-вышний обещал, что они умрут, а на самом деле выгнал их из Эдена, как бы нарушив собственное обещание.
Существуют десятки объяснений поведения всех персонажей. И все-таки выглядит Вс-вышний во всей этой истории как-то "не очень..." с нашей точки зрения. Немыслимо, чтобы Вс-вышний мог чего-то бояться настолько, чтобы так поступить. Или чего-то не предвидеть. И, главное, при всей его Всесильности и неограниченных возможностях... Зачем?
А Адам и Хава - такие наивные, неопытные... Некрасиво.
Кроме того, угрожать им смертью за непослушание? Они и понятия не имели о смерти. Как-то нелогично... неубедительно.
И если так все на самом деле и было (а в течение множества веков люди действительно во все это верили), то зачем было нужно Вс-вышнему снова рассказывать Моисею на Синае эту историю, где Он выглядит не лучшим образом даже по меркам того времени? Неужели для того, чтобы очередной раз запугать людей своим могуществом? Нелогично. Значит?
Значит, историю эту надо понимать совсем иначе.
...
Создав человека, Б-г создал существо с высокоразвитым мозгом, позволявшим ему заниматься всякого рода деятельностью, выходящей за рамки удовлетворения естественных потребностей. Так, он давал имена животным, что, вообще говоря, в тот момент никому особенно не было нужно, в том числе и самому Господу Б-гу. Его занятие могло быть классифицировано как невинное развлечение. Не влияло это никак на поддержание порядка в Ган-Эден. Не было у Адама никакой необходимости различать между Добром и Злом. Потому что Добро и Зло - это оценка поступков. Звери не могут делать Добро и Зло, это ясно, они созданы с определенными инстинктами, моделями поведения, и за свои поступки даже перед Б-гом не отвечают, потому что он их создал такими. Добро и Зло - это оценка человеком и Вс-вышним чьих-то поступков (в том числе и своих) по отношению к другому разумному существу. А в момент совершения так называемого "греха" кроме Адама, Хавы, Змея и самого Б-га в Ган-Эден вообще никаких разумных существ не было (если верить мудрецам)!
Человек, созданный Б-гом с определенными способностями, был создан для вполне определенной цели: "И поместил Господь Б-г Адама в Ган-Эден - возделывать его и охранять". Таким образом, перед Адамом была поставлена вполне определенная цель, отличная от назначения других животных. И выполнять эту цель он мог только с помощью своего разума. Тем не менее, многие комментаторы (как средневековые, так и современные) утверждают, что в Ган-Эден вообще работать в нашем понимании было не нужно (а тем более "возделывать!") Стоило только подумать о чем-то, и ЭТО само собой материализовалось. Так что "возделывать" вроде бы не было никакой необходимости. Даже если под словом “возделывать” понимать “работать”. Но тогда как все это понимать?
http://www.geotar.com/geota/tora/T002.html
Впрочем, Всевышний много раз выступает в роли "провокатора", в истории с Каином и Авелем, н-р, с Жертвоприношением Авраама ... до фига где ещё.