29 тамуза - РаШИ

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Модератор: Moderator16

getz
Участник со стажем
Сообщения: 1629
Зарегистрирован(а): 07 сен 2006, 21:41
Откуда: Мигдал аЭмэк

29 тамуза - РаШИ

Сообщение getz » 17 июл 2012, 11:18

Рабэйну Шломо Ицхаки (РаШИ)
Ёрцайт – 29 тамуза 4865 (1105)

На севере Франции находится знаменитая область виноделов – Шампань (французское Champagne произошло от старого латинского имени города Campania). Там, на реке Сене, стоит старый город Труа (Troyes), в котором жил богатый и гениальный потомок святого таная р. Ёханана Сандэляра (а через него и царя Давида) – р. Ицхак «Царфати», возглавлявший там ешиву. Он женился на родной сестре знаменитого раввина Майнца, пайтана р. Шимона (автор «Кровот»), который учил Тору вместе с великим рабэйну Гэршомом «Мэор аГола» - и их семья тоже вела свой род от царя Давида. Обоим – р. Ицхаку из Труа и р. Шимону из Майнца – Всевышний послал испытание. У р. Шимона монахи выкрали его первенца, Ёханана, которого он искал многие годы. Воспитанный монахами Ёханан стал одним из виднейших кардиналов, а затем и «папой римским». На этом посту он и встретился с отцом, который приехал ради решения проблем еврейской общины Майнца – они признали друг друга, «папа» сбежал от своих «верноподданных» и вернулся к еврейскому образу жизни. После всего этого у его «свояка» р. Ицхака «Царфати», который торговал драгоценными камнями, появилась очень большая жемчужина – и среди знати началась охота за ней. Епископ же решил использовать жемчужину для украшения идола одного из соборов Труа – но р. Ицхак именно поэтому и отказался продавать её. Когда же на торговом корабле люди епископа хотели отобрать эту жемчужину силой, то р. Ицхак просто выбросил её в морские пучины – несмотря на её ценность. В тот же момент в ешиве Труа его ученики услышали Небесный Глас: «За камень блестящий удостоится сына, который осветит весь мир своей гениальностью!». В том году наш мир покинул рабэйну Гэршом «Мэор аГола» - и сразу после этого у р. Ицхака «Царфати» родился сын, которого он назвал в честь своего покойного отца именем «Шломо». Вскоре он стал известен всему миру как РаШИ – «Раби Шломо Ицхаки», Рабан Шэл Исраэл.

Учиться РаШИ поехал в города Рейна – Майнц и Вормс, где учился у «хохмэй Лотар» (мудрецов Лотарингии) – так называли учеников рабэйну Гэршома «Мэор аГола». Это р. Яаков бэн Якар, которого РаШИ в своих сочинениях называет «мори азакэн» («мой старейший учитель»), р. Ицхак бэн Еуда, которого РаШИ упоминает как «морэ цэдэк» («учитель праведности») и р. Ицхак бэн Элиэзэр аЛэви. Вернувшись в родной Труа РаШИ возглавил уже свою ешиву, из которой вышло много великих раввинов следующего поколения – РИБаН, РаШБаМ, рабэйну Шмайя, рэбэйну Симха из Витри, и многие другие.

Сыновей у РаШИ не было, но три его дочери были настолько гениальны и находились на такой ступени святости, что мудрецы разрешили им надевать талит и тфилин. Старшая, рэбэцн Ёхэвэд, вышла замуж за гаона р. Мэира аЛэви из Рамеро (Ramerupt) – и у них родилась дочь Хана и четыре сына-«тосафиста»: р. Шломо «Грамматик» (умер молодым), р. Шмуэл (РаШБаМ), святой р. Яаков (Рабэйну Там) и р. Ицхак (РИБаМ). Вторая дочь РаШИ, рэбэцн Миръям, вышла замуж за гаона р. Еуду бэн Натана (РИБаН) – и у них родилась дочь Алвина и три сына-«тосафиста»: р. Элиэзэр, р. Шимшон и р. Ём-Тов («Святой из Юни»). О третьей дочери РаШИ, рэбэцн Рахэл, мне известно только то, что она вышла замуж за р. Элиэзэра бэн Шмайю из Соцелина. Внуками и правнуками первых двух дочерей РаШИ являются знаменитые, святые и гениальные раввины, создавшие весь базис современного ашеназского законоведения – р. Ицхак «аЗакэн» (РИ из Рамеру), р. Еуда Сир Леон из Парижа, р. Ехиэл («Посэк» из Триера, родоначальник фамилии «Трэвэс», потомками которой являются БаХ, ШаХ, ТаЗ, МаАРША, МаАРШаЛ, РаМО и многие другие, включая и нашего Рэбэ).

Известно, что РаШИ не брал плату ни за раввинский пост, ни за преподавание в ешиве. На жизнь он зарабатывал виноделием – и отличное качество его вина было известно даже в далёких от Шампани еврейских общинах.
Шалшэлэт аКабала и Сэдэр аДорот рассказывают, что перед первым крестовым походом (1096) к РаШИ приехал один из предводителей похода – Готфрид Бульонский (Godefroi de Bouillon), чтобы спросить известного и среди неевреев праведника об исходе похода. РаШИ ответил ему кратко, но однозначно: «Святой город Ерушалаим ты захватишь быстро, процарствуешь в нём три дня, а на четвёртый арабы вновь завоюют город – но ты убежишь и вернёшься в мой город только с тремя лошадями». Герцог всей нижней Лотарингии был поражён словами еврейского мудреца – и с гневом пообещал, что если он вернётся хотя-бы с четрьмя конями, то всех евреев Труа ждёт смерть. Готфрид увидел своими глазами, как исполнилось каждое слово РаШИ – но к Труа он действительно подъехал с тремя соратниками (т.е. на четырёх лошадях). Он уже готовился отдать приказ о «праведном погроме» жителям Труа, но во время торжественного входа в город с городских ворот сорвался большой камень, убив одного из крестоносцев вместе с его лошадью. В страхе и трепете Готфрид искал РаШИ, чтобы подтвердить его пророчество – но узнал, что святая душа р. Шломо уже покинула наш мир в четверг, 29 тамуза 4865 (1105) года.

Толкование РаШИ к Талмуду дополнили его внуки и ученики (Баалэй Тосафот) – до сих пор можно увидеть в толковании РаШИ слова «Учитель наш (РаШИ) чист телом, и душа его вышла в чистоте, не толковал больше – отсюда и далее слова ученика его р. Еуды бэн р. Натана (РИБаН)» (Макот 19б), «...до сих пор толкование РаШИ, отсюда и далее толкование р. Шмуэля бэн р. Мэира (РаШБаМ)» (Бава Батра 29а) и т.п.

Вот что пишет р. Гдалъя ибн-Ихъя в своей книге «Шалшэлэт аКабала»: «...все открытия и толкования, которые слышал он от других, и те, которые своим умом открывал – все записывал он в тетрадях, потому и называют его тосафисты «кунтрасим» («тетрадки»). И так было до тех пор, пока не исполнилось ему 33 года. Тогда решил он уйти в изгнание на семь лет, чтобы искупить оплошность отца, который огорчился, когда выбросил жемчужину в море, и, хотя поступком своим его отец освятил Имя Всевышнего, огорчился он из-за потери, и заповедь оказалась несовершенной. Еще другая причина была у РаШИ уйти в изгнание, ибо в то время завершил он свое толкование Торы и большей части Гмары, но сомневался (нужно ли его печатать) - может быть кто-то другой превзошел его в ясности и в красоте. Из-за этого не показывал он свои тетради и толкования преподавателям ешив. И ходил он изгнанником по Италии, и по Греции, и по Святой Земле (Эрэц Цви), и прошел по земле Египетской, и видел (отца) РаМБаМа, исходил Персию, и вернулся, пройдя через Германию, к своему дому в городе Труа, что во Франции. А когда он вернулся домой, подписался под своим толкованием Торы и дополнил толкования 23-ёх трактатов - полностью, и еще многих других - не полностью, и тогда начал он публиковать свои сочинения...». ТаЗ в своей книге «Диврэй Давид» вспоминает, что в детстве он видел старую рукопись с пояснениями к толкованию РаШИ на Тору. О первом толковании «Сказал раби Ицхак...» говорилось, что нет такого высказывания ни в Талмуде, ни в Мидрашах – и РаШИ тут привёл слова своего отца, р. Ицхака «Царфати», как и в своём толковании к последней главе трактата Авода Зара (75а). Рабэйну ХИДА в своей книге «Шэм аГдолим» упоминает слова своих учителей о том, что РаШИ постился 613 раз прежде чем начать написание своего толкования Торы, и его внук, рабэйну Там, говорил, что мог бы повторить гигантскую работу деда по толкованию Талмуда – но повторить его толкование Торы невозможно (можно вспомнить, что РаМБаМ тоже сокрушался по этому поводу).

Рэбэ РаЯЦ вспоминал: Однажды, когда я был маленьким, послал мой дедушка (Рэбэ МаАРаШ) одного из своих приближенных, чтобы тот привел меня в его кабинет. Было это вечером пятого дня (в ночь на пятницу). Я тогда учил уже Пятикнижие с толкованием РаШИ, и хорошо знал книгу Брэйшит. Когда я вошел к своему дедушке, он сидел и учил Пятикнижие с толкованием РаШИ. Он спросил меня, выучил ли я уже весь недельный раздел. Я сказал ему, что пока еще не удалось моему учителю закончить со мной целый раздел. Сказал мой дедушка: "Ребенка, прежде чем он рождается, (ангелы) обучают всей Торе – и слышал я от имени учителя нашего БэШТа, что ночью пятого дня учат с детьми недельный раздел с толкованием РаШИ, и тот, к кому Б-г проявит свою милость и помянет к добру, повзрослев, изучая ночью пятого дня недельный раздел с комментарием РаШИ, вспомнит тот смысл, который был известен ему прежде, когда учили его недельному разделу до того, как он родился". Когда дедушка закончил говорить, он положил руку на мою голову и благословил меня. С тех пор ночью каждого пятого дня я учу недельный раздел с толкованием РаШИ, и каждый раз, когда вспоминается мне великое несоответствие того, чему учили меня прежде рождения моего, тому, что учу я сейчас – великая скорбь охватывает меня».

Элияу аКатан Гэц
getz@narod.ru
כל פירושי צרפתה השלך לאשפתא חוץ מפרש"ן דת"א ובן פורתא - הר"ר משה ן' דאנון
Вложения
Rashi.jpg
Rashi.jpg (15.29 КБ) 5381 просмотр
Можно быть с Б-гом и можно быть против Б-га – но невозможно быть БЕЗ НЕГО! (Святой р. Лэйви Ицхак из Бердичева)

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Re: 29 тамуза - РаШИ

Сообщение Борис Бердичевский » 17 июл 2012, 11:29

getz писал(а):но три его дочери были настолько гениальны и находились на такой ступени святости, что мудрецы разрешили им надевать талит и тфилин.

Не понял. :13: :27:
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

getz
Участник со стажем
Сообщения: 1629
Зарегистрирован(а): 07 сен 2006, 21:41
Откуда: Мигдал аЭмэк

Re: 29 тамуза - РаШИ

Сообщение getz » 17 июл 2012, 11:33

Борис Бердичевский писал(а):
getz писал(а):но три его дочери были настолько гениальны и находились на такой ступени святости, что мудрецы разрешили им надевать талит и тфилин.

Не понял. :13: :27:

что именно, уважаемый?
Можно быть с Б-гом и можно быть против Б-га – но невозможно быть БЕЗ НЕГО! (Святой р. Лэйви Ицхак из Бердичева)

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Re: 29 тамуза - РаШИ

Сообщение Борис Бердичевский » 17 июл 2012, 13:05

Неужели нет такого абсолютного запрета, как могли мудрецы его отменить? :13:
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

getz
Участник со стажем
Сообщения: 1629
Зарегистрирован(а): 07 сен 2006, 21:41
Откуда: Мигдал аЭмэк

Re: 29 тамуза - РаШИ

Сообщение getz » 17 июл 2012, 13:28

Борис Бердичевский писал(а):Неужели нет такого абсолютного запрета, как могли мудрецы его отменить? :13:

так Тора не запретила женщине тфилин надевать. Тора её не обязала это делать, а мудрецы порицают тех женщин, которые не зная как и когда им можно (это связано с ритуальной чистотой и обязанностями женщины по дому) надевают тфилин. В исключительных случаях (Брурия - жена раби Мэира, дочери РаШИ и некоторые другие) из-за их исключительных познаний в алахе и богатстве (т.е. наличии свободного времени) женщины таки да надевали тфилин (т.е. брали на себя больше, чем от них требует Тора)
Можно быть с Б-гом и можно быть против Б-га – но невозможно быть БЕЗ НЕГО! (Святой р. Лэйви Ицхак из Бердичева)

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Re: 29 тамуза - РаШИ

Сообщение Борис Бердичевский » 17 июл 2012, 13:33

А как насчёт выхода к чтению Торы? Тоже в исключительных случаях можно разрешить?

ПС, думаю, сейчас, когда разные реформисты (леавдиль!) разрешают всё это, -- ничего из этого нереально. Чтобы не сказали: "поступаете как реформисты".
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

WhiteSmoke
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2101
Зарегистрирован(а): 31 июл 2009, 18:01
Контактная информация:

Re: 29 тамуза - РаШИ

Сообщение WhiteSmoke » 17 июл 2012, 14:29

Борис Бердичевский писал(а):А как насчёт выхода к чтению Торы? Тоже в исключительных случаях можно разрешить?

ПС, думаю, сейчас, когда разные реформисты (леавдиль!) разрешают всё это, -- ничего из этого нереально. Чтобы не сказали: "поступаете как реформисты".

Тора велит в каждом поколении слушать мудрецов этого поколения: «И точно делай все как они [мудрецы твоего поколения] укажут тебе» (Дварим 17:10)

/9/ И ПРИДИ К КОhЕНАМ, ЛЕВИТАМ И К СУДЬЕ, КОТОРЫЙ БУДЕТ В ТЕ ДНИ, И РАССПРОСИ, И СКАЖУТ ОНИ ТЕБЕ, КАКОВ ЗАКОН. /10/ И ПОСТУПИ ПО СЛОВУ, КОТОРОЕ ОНИ СКАЖУТ ТЕБЕ С ТОГО МЕСТА, КОТОРОЕ ИЗБЕРЕТ БОГ, И ТОЧНО ДЕЛАЙ ВСМ, КАК ОНИ УКАЖУТ ТЕБЕ. /11/ ПО УЧЕНИЮ, КОТОРОЕ ОНИ УКАЖУТ ТЕБЕ, И ПО ЗАКОНУ, КОТОРЫЙ ОНИ СКАЖУТ ТЕБЕ, ПОСТУПАЙ. НЕ УКЛОНЯЙСЯ ОТ СЛОВА, КОТОРОЕ ОНИ СКАЖУТ ТЕБЕ, НИ ВПРАВО, НИ ВЛЕВО. /12/ А ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОСТУПИТ ЗЛОНАМЕРЕННО, НЕ СЛУШАЯСЬ КОhЕНА, КОТОРЫЙ СТОИТ, ЧТОБЫ СЛУЖИТЬ ТАМ БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ, ИЛИ СУДЬИ, УМЕРЕТЬ ДОЛЖЕН ЧЕЛОВЕК ТОТ; ИСКОРЕНИ ЖЕ ЗЛО ИЗ ИЗРАИЛЯ! /13/ И ВЕСЬ НАРОД УСЛЫШИТ, И УЖАСНЕТСЯ, И НЕ БУДЕТ ЗЛОНАМЕРЕННО ПОСТУПАТЬ ВПРЕДЬ.

Коммент. Сончино: "11. не уклоняйся "Даже если тебе кажется, что о правом они говорят левое, а о левом - правое, слушай их" (Сифри)."
"Ничто в мире не верно само по себе, но все — смотря по обстоятельствам"
- (с) Николо Макиавелли

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Re: 29 тамуза - РаШИ

Сообщение Борис Бердичевский » 17 июл 2012, 14:38

О том, чтобы мудрецы нынешнего поколения разрешили это, я лично не слышал! :)
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

WhiteSmoke
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2101
Зарегистрирован(а): 31 июл 2009, 18:01
Контактная информация:

Re: 29 тамуза - РаШИ

Сообщение WhiteSmoke » 17 июл 2012, 14:48

Борис Бердичевский писал(а):О том, чтобы мудрецы нынешнего поколения разрешили это, я лично не слышал! :)

:39: "А судьи кто?!" (с) :sm1:
"Ничто в мире не верно само по себе, но все — смотря по обстоятельствам"
- (с) Николо Макиавелли

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Re: 29 тамуза - РаШИ

Сообщение Борис Бердичевский » 17 июл 2012, 15:28

Как, в нынешнем поколении нет мудрецов!? (Не дай Б-г, есть конечно!)
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

getz
Участник со стажем
Сообщения: 1629
Зарегистрирован(а): 07 сен 2006, 21:41
Откуда: Мигдал аЭмэк

Re: 29 тамуза - РаШИ

Сообщение getz » 17 июл 2012, 16:42

Борис Бердичевский писал(а):О том, чтобы мудрецы нынешнего поколения разрешили это, я лично не слышал! :)

1. Я писал про дочерей РаШИ - это 1000 лет назад было
2. Вполне может быть, что и в нашем поколении есть такие женщины - про такие вещи не сообщают бэ-паргесия. Кол Квуда Бат Мэлэх Пнима. Дочери РаШИ этим тоже не кичились - скорее всего про это в том поколении знали только их мужья.
Можно быть с Б-гом и можно быть против Б-га – но невозможно быть БЕЗ НЕГО! (Святой р. Лэйви Ицхак из Бердичева)

getz
Участник со стажем
Сообщения: 1629
Зарегистрирован(а): 07 сен 2006, 21:41
Откуда: Мигдал аЭмэк

Re: 29 тамуза - РаШИ

Сообщение getz » 17 июл 2012, 16:50

פסיקתו של הרדב"ז בספר השאלות ותשובות שלו קובעת כי אשה המניחה תפילין מברכת על מצווה זו: "אשה שאם הניחה תפילין או ציצית - מברכת..." (שו"ת הרדב"ז, חלק ה סימן ס). דעה זו מבוססת על דעת רבנו תם ופוסקי אשכנז, ההולכים בעקבותיו, שהנשים מברכות גם על המצוות שאינן מחויבות בהן. לעומתם, הרמב"ם והפוסקים הספרדיים ההולכים בעקבותיו סוברים שאין לנשים לברך "וציוונו..." על מצוות אלו. בתלמוד הבבלי מסופר ש"מיכל בת כושי (כלומר, שאול המלך) הייתה מנחת תפילין ולא מיחו בה חכמים" (בבלי, מסכת עירובין צו, א).
Можно быть с Б-гом и можно быть против Б-га – но невозможно быть БЕЗ НЕГО! (Святой р. Лэйви Ицхак из Бердичева)

getz
Участник со стажем
Сообщения: 1629
Зарегистрирован(а): 07 сен 2006, 21:41
Откуда: Мигдал аЭмэк

Re: 29 тамуза - РаШИ

Сообщение getz » 17 июл 2012, 17:05

Можно быть с Б-гом и можно быть против Б-га – но невозможно быть БЕЗ НЕГО! (Святой р. Лэйви Ицхак из Бердичева)


Вернуться в «Евреи и Тора»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей