Михаэль писал(а):Александр Гимбург,
Вот еще одно место в Танахе, где говорится о сотворении ангелов: «Cлавьте Его все ангелы Его ... ибо Он приказал – и они были созданы» Теhилим 148:2-5.
В отношении ангелов можно понимать – создание ситуаций, в которых проявляются закономерности.
Закономерности, как и любые законы вечны.
Закон жизни – то в чём видим проявление Всевышнего.
Закон тяготения приводит к падению яблока.
Закон жизни приводит к появлению жизни.
Ангел, как «перст Божий» - не может быть сотворён в буквальном смысле.
«Сотворение мира во времени отнюдь не запрещается толковать в переносном смысле – врата такого толкования не закрыты пред нами.» (Рамбам, «Наставник колеблющихся» », ч.2, гл. 25)
Материя вечна но вечно меняет форму, отдельно взятые творения появляются и исчезают. – Такое понимание известно из Платона и Аристотеля, указывает Рамбам, я с этим мнением согласен.
Человек был создан из праха.
Земля – вероятно из вселенского праха.
Судя по научным данным – можно предположить что это так. Возраст Вселенной насчитывают более 10 млрд лет, но это не значит с точки зрения учёных, что более 20 млрд лет назад не было материи.
«Знай, что мы уклоняемся от утверждения вечности мира не из-за какого-либо текста, фигурирующего в Торе, согласно которому мир был некогда сотворён.» (Рамбам)
Чтобы чему-то верить, необходимо внутреннее побуждение к этому. Можно тренироваться верить в любой абсурд. Например, что к обеду Луна упадёт в обеденную тарелку.
Не верят пока этому, т. к. никто за это ничего ещё не обещал.
Рамбам предлагает верить в то что мир был сотворён из ничего, по следующей причине:
«...вера в вечность, как её понимает Аристотель, - ...необходимо представляет ложью всякое чудо и делает бессмысленными все надежды и предзнаменования, которые дал Закон...» («Наставник колеблющихся», ч.2, гл. 25)
То что представляется чудом, обычно или – неадекватное восприятие, либо то что пока нельзя объяснить известными закономерностями.
Чудом представляется вообще жизнь.
Характерность живого в непредсказуемой точно реакции.
Можно рассчитать как слетать на Луну и обратно, но нельзя рассчитать как двинет через секунду пальцем младенец.
Но приняв, существование Закона жизни, следуя которому живое живёт, можно принять что в вечном мире есть возможность в какой-то мере постигать мудрым сердцем развитие событий.
И Рамбам писал, «ВОСЕМЬ ГЛАВ», глава восьмая: «...все вещи, во все времена, управляются законами природы и идут своим естественным ходом, в соответствии с чем Соломон сказал: "Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" (Эккл. 1:9).
Это побудило мудрецов сказать, что все чудеса, которые отклоняются от естественного течения событий, произошли ли они уже или, согласно обетованию, могут случиться в будущем, были предопределены Божественной волей в шесть дней творения, ибо природа была тогда так образована, что эти чудеса, которые должны были произойти, действительно осуществились впоследствии. Итак, когда такое событие происходит в назначенное ему время, оно может рассматриваться, тогда как в действительности оно не было таковым.
...законоучители (да будет с ними мир) избегали ссылаться на Божественную волю в качестве действующей силы, определяющей особое событие в особое время.»
Но при этом не имеет принципиального значения «сотворение» произошло тысячу лет тому назад, или бесчётное количество лет тому назад, т. е. забыть про сотворение из ничего, и считать материю вечной.
Из рассказа об Адаме в Торе следует что он был сотворён смертным.
Находился в животном состоянии не зная горе от ума.
Чтобы стать бессмертным, необходимо было отведать от дерева жизни.
Но чтобы додуматься отведать от древа жизни, необходимо было отведать от древа «познания». А оно – запрещено было.
Проблемы в безмятежной жизни животного, у которого достаточно корма начались с сомнения, первого вопроса.
Способность задавать вопросы – основа мышления, - это отличает человека от животного.
Человек был окончательно сотворён в сущности после первого сомнения-вопроса в его мозгу:
"(1)...И сказал он жене: подлинно ли сказал Бог: "не ешьте ни от какого дерева в саду..."? (2) И сказала жена змею..."
Змей в какой-то мере оказался прав, Адам и Ева не умерли «как только».
Но люди получили первое наказание – злорадство.
Что человека может побуждать верить в плотское бессмертие ?
Вероятно, так некоторым приятнее.
Но каждый в душе знает, что не может человек не ошибаться, и потому не может быть бессмертным.
Закон может только «не ошибаться».
Можно попробывать начать верить, что с завтрашнего дня – «зарплата в постель, и нобелевские премии ежеквартально» (Райкин)
Но радует ли это душу?
Радует преодоление, подавление зла. А что радует в представлениях – «сидеть и вечно сиять», когда никто и ничто этому не мешает.
Идею монотеизма можно обнаружить у античных философов.
Но Танах указал на не менее важное «изобретение» - прямодушие, осознание принципа отрицания самообмана.
Этого, вероятно, не было у античных, иначе иудаизм зародился бы у них.