Саша З. писал(а):Совершенно верно. Айин и хэт склонны принимать патах. Обратите внимание - во всех смихутах, где обычно существует выбор между патахом и хириком, готанные принимают патах. Поясняю примером: СЭФЕР - СИФРЕЙ КОДЕШ. Самэх получил хирик. КЭРЭН - КАРНЭЙ ОР. Есть выбор. Но: ХЭДЭР - ХАДРЕЙ НИТУАХ. ЭДЕР _ АДРЕЙ ЦОН. Выбора нет. Всегда хирик.
Имеется ввиду, конечно, патах
В целом Вы правы, см. ниже.
Тепреь дальше. У Зелигера я в свое время прочел, что форма слова в смихуте отражает его древнее произношение, как бы исчезнувшее. Вероятно, СЭФЭР когда-то звучало как СИФР, или СИФЭР. Тогда - это уже мое предположение - вполне можно предположить, что древний айон обозначал звук "а".
Это называется не древнее произношение, а праформа. В большинстве случаев такая форма не существовала, но введена для того, чтобы более логично объяснить современное произношение и, главное, огласование. Например, "мелех", но "малька". Откуда дагеш в "каф"? Обычными правилами он не объясняется. Поэтому вводится праформа "мальк", от которой образуется женский род - "малька" - по одному правилу и мужской род - "мелех" - по другому. Но интересно, что совпряженная форма для "мелех" мн. ч. образуется уже от "мелех", а не от "мальк", потому - "мальХей Исраэль".
Это относился, в основном, к сеголатным словам, т.е. таким, где обе огласовки - "сеголь". Например, "шекель" - праформа "сикль", "сефер" - праформа "сифр" и т.д. Эти же праформы часто определяют ограсовки "патах" или "хирик". Т.е. огласовка в сопряженной форме или множетсвенном числе "стремится" к той, которая имеется в праформе.
Ныне считается, что любое слово, имеющее праформу вида "сикль" является сеголатным. Например, "бен" - сеголатное слово с праформой "ибн" (ср. "сикль"). Слово "ибн" - это единственный случай в иврите!!!, слово начинается с огласовки, краткого "и".