Как я могу отрицать существование анархо-синдикалистов в испании 1931-39, в городе ХХХХ, доме УУУУУ, с правой стороны столика на кухне?
В условиях Испании общие причины подъема анархо-синдикализма усиливались рядом национальных особенностей. Здесь период распада структур традиционного общества почти совпал во времени с кризисом капиталистического хозяйства. При этом тенденции к огосударствлению накладывались на сильную абсолютистскую традицию и, соответственно, традицию противостояния власти. Все это создавало питательную почву для анархизма. Особенно сильно эти факторы проявлялись в Каталонии – этнически обособленной области Испании, общественные движения которой издавна противостояли испанскому национальному государству.
В ходе начального этапа Испанской революции (до начала гражданской войны) анархистское движение, придерживавшееся радикальных анархо-коммунистических идей, укрепило свои позиции. Но в 1936 г. анархо-синдикалисты стали эволюционировать к компромиссу с левыми силами «государственников» и сыграли важную роль в победе Народного фронта. Несмотря на этот «оппортунизм», НКТ на своей конференции в Сарагосе приняла радикальную анархо-коммунистическую программу социальной революции. Эта программа отрицала возможность сохранения государственности в ходе социальной революции. Революция внесет коррективы в эти взгляды уже через несколько месяцев.
Анархо-синдикалисты практически безраздельно доминировали в столице Каталонии Барселоне. Перед анархо-синдикалистами встал выбор – добить всю старую социально-политическую и социально-экономическую систему и попытаться «установить» анархический коммунизм (как этого и требовали решения съезда в Сарагосе) или пойти на сотрудничество с другими антифашистскими силами в Каталонии и вне ее. После долгих и болезненных дискуссий июля-октября лидеры НКТ и ФАИ выбрали второе, отказавшись от установления «собственной диктатуры». По словам Г.Оливера «НКТ и ФАИ решились на сотрудничество и признание демократии, отвергая революционный тоталитаризм, который мог привести к удушению Конфедерации диктатурой анархистов». НКТ вошла в коалиционные органы власти – Центральный комитет Антифашистской милиции (ЦК МАФ) и правительство Каталонии (Генералидад).
Арагонцы вдохновлялись опытом Махновского движения.
Истинным вождем движения здесь был Б.Дуррути. По его предложению Арагонский Совет принял собственную конституцию.
Анархо-синдикалисты ввели в Каталонии бесплатное медицинское обслуживание, сохранившее прежнее качество. После прихода к руководству министерством здравоохранения Ф.Монтсени бесплатное медицинское обслуживание стало вводиться по всей стране. Развертывались новые места для больных туберкулезом, укреплялась профилактика эпидемиологических заболеваний (несмотря на войну, в это время Испанию минули эпидемии), создавались детские медицинские учреждения. Вводились новые методы спасения раненых (включая переливание крови), которые предложили медики-интернационалисты. По словам Х.Томаса эти методы «произвели медицинскую революцию».
Были отменены судебные платежи, узаконены «свободные» (не зарегистрированные) браки. Взяв на себя задачу реформирования юридической системы, анархо-синдикалисты занялись и реорганизацией пенитенциарной системы. Декрет 26 декабря 1936 г. санкционировал создание трудовых лагерей, которые были организованы в республиканской зоне в первые месяцы гражданской войны. 7 апреля 1937 г. был сформирован Национальный патронат трудовых лагерей, который осуществлял общее руководство и контроль над их состоянием. А.Сухи во время поездки по Арагону посетил концентрационный лагерь в Вальмуэле, контролируемый ФАИ. В лагере вместе работали и заключенные, и анархисты, одновременно охранявшие их. Они строили ирригационную систему, пасли скот, занимались земледелием. Заключенные и охранники «обращались друг к другу как равные». Ограничения на встречи с родными и знакомыми были незначительны. По существу это был производственный коллектив, в котором вынуждены были работать и фалангисты.
Побывавший в Барселоне в декабре 1936 г. Д.Оруэлл писал: «Впервые я был в городе, где рабочий класс был «в седле». Практически любое здание любого размера было захвачено рабочими и украшено красными флагами или черно-красными флагами анархистов… Церкви здесь и там были систематически разрушаемы группами рабочих. Каждый магазин и кафе имели надпись, сообщавшую, что они коллективизированы… Официанты и продавцы смотрели вам в глаза и обращались к вам как к равному. Холопские и даже церемониальные формы речи на время исчезли. Никто не говорил «дон» или «сеньор». Каждый обращался к каждому «товарищ» и «ты», и говорил «привет» вместо «добрый день»… Человеческие существа старались чувствовать себя как человеческие существа, а не зубцы в капиталистической машине».