Re: За что я люблю Запад
Добавлено: 28 дек 2019, 01:28
Еврейская автономия в Крыму — один из проектов, которые советские власти осуществляли в поисках наилучшего варианта политики по отношению к еврейскому населению СССР. Осуществлялся в 1920—1930-е годы. Попытка возобновления его в 1944 году по инициативе Еврейского антифашистского комитета[1] была отвергнута Сталиным[2][3][4]. Национальная автономия для евреев была создана на Дальнем Востоке, в бывшем районе Амурской области.
Окончательная отмена черты оседлости Временным правительством в 1917 году[5], позволила большому числу евреев переселиться на земли в пределах бывшей Российской империи. Большевики видели решение еврейского вопроса в России в «советизации» евреев, а именно в отвлечении их от видов деятельности, считавшихся буржуазными (финансы, торговля, мелкое ремесленничество) и приобщении к физическому труду. Революция подорвала традиционные экономические основы существования еврейского населения и это стало серьёзным ударом по еврейским беднякам европейской части страны, лишённым средств к существованию. Из-за того, что в результате гражданской войны крупная промышленность в России была парализована, советизация евреев могла быть реализована только путём «аграризации», то есть превращения евреев в крестьян. Для этого следовало стимулировать переселение евреев на имеющиеся в России в избытке пустующие и пригодные для сельского хозяйства земли[6][7]. В начале 1920-х годов такая программа «реконструкции социального состава еврейского населения» была выдвинута официально[8].
Целесообразность создания автономной единицы для евреев России была отмечена Лениным в 1919 году. Созданный в январе 1918 года Еврейский комиссариат при Народном комиссариате национальностей занимался в том числе поиском свободных земель для расселения евреев[9].
Для организации и поддержки еврейского переселенческого движения в августе 1924 года Постановлением Президиума ЦИК СССР был создан Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся во главе с Петром Смидовичем. В декабре того же года был создан Общественный комитет земельному устройству еврейских трудящихся под руководством Юрия Ларина. Задачей последнего стала мобилизация общественности, в первую очередь, зарубежной, на поддержку землеустройческих проектов[10][11].
Еврейское земледелие в России[править | править код]
См. также: Еврей и земля
Первые еврейские земледельческие колонии в Российской империи возникли в начале XIX века в Херсонской, Екатеринославской и некоторых других губерниях южной России. В дальнейшем политика поощрения еврейского земледелия в России была свёрнута императором Александром II указом от 30 мая 1866 года.
В результате Гражданской войны, погромов, голода и эпидемий часть колоний прекратили своё существование. Многие евреи покинули местечки и бывшие колонии в поисках работы в крупных городах или эмигрировали в США, Палестину и страны Латинской Америки. К 1926 году местечки в бывшей черте оседлости лишились половины населения[12].
Сионистские организации начали свою деятельность в Крыму по созданию центров по подготовке к сельскохозяйственному труду для будущих еврейских эмигрантов в 1919 году. В 1921 году численность еврейского населения Крыма составляла 50 043 человек, в 1923 году в Крыму проживали 39 815 евреев и 5688 караимов. В 1922—1924 годах движение Гехалуц создало в Крыму 4 земледельческие коммуны, в их составе было 300 человек. Эти коммуны были ликвидированы властями в конце 1920-х годов[13].
Одновременно с созданием сионистских коммун в начале 1920-х началось стихийное переселение в Крым евреев из местечек черты оседлости с целью занятия сельским хозяйством в условиях разрухи, голода и безработицы. К началу 1925 года в Крыму было 20 еврейских сельскохозяйственных поселений, в которых жило около 600 семей. Помощь еврейским переселенцам оказывал Джойнт. В дальнейшем зарубежные организации обеспечивали в 1925—1929 годах 86 % всех расходов по устройству еврейских переселенцев в Крыму[13].
Благодаря иностранной помощи и прежде всего помощи Джойнта, еврейское земледелие в России уже к 1923 году перекрыло показатели 1917 года — 153 298 га на 75 311 чел. (работники и члены их семей) против 119 403 га на 52 758 чел[14].
Поддержка и противодействие[править | править код]
Автором идеи еврейской колонизации Крыма считается директор русского отдела американской благотворительной организации Джойнт Иосиф Розен. Официально она была выдвинута журналистом Абрамом Брагиным и заместителем наркома по делам национальной Григорием Бройдо[15]. В дальнейшем Брагин в соавторстве с Михаилом Кольцовым в 1924 году выпустил книгу «Судьба еврейских масс в СССР», в которой пропагандировалась идея создания еврейского земледельческого центра[16].
В декабре 1923 года по решению Политбюро ЦК ВКП(б) для рассмотрения этого вопроса была создана специальная комиссия под руководством зампреда СНК СССР Александра Цюрупы. Идею поддержали Троцкий, Каменев, Бухарин, Чичерин и ряд других советских лидеров[17].
Председатель Президиума ЦИК СССР Михаил Калинин в июле 1926 года в газете «Известия» заявил в поддержку крымского проекта:[16]
…лишь евреи, распылённые среди других национальностей, не могли получить себе национальную автономию, хотя их общая численность от 2,5 до 3 миллионов человек в Союзе и даёт им право на автономию
Самым активным сторонником и пропагандистом крымского проекта в СССР стал Юрий Ларин[18].
21 июля 1924 года для реализации проекта еврейского землеустройства в России была создана Американская еврейская агрономическая корпорация «Агро-Джойнт». Руководитель этой организации Розен обещал выделение 15 миллионов долларов США, но взамен требовал прекращения гонений на сионизм, иудаизм и ивритскую культуру в СССР. Договор с «Агро-Джойнтом» был подписан в декабре 1924 года[19]. 31 декабря 1927 года был заключён новый трёхлетний договор, 15 февраля 1929 года продлённый до 1953 года. «Агро-Джойнт» обязался предоставить СССР заём на 9 млн долларов на 17 лет под 5 % годовых плюс безвозмездную помощь на ещё большую сумму[20].
Против идеи создания КомЗЕТа вообще и крымского проекта в частности выступил нарком земледелия РСФСР Александр Смирнов. Он заявил, что подобное «выпячивание» еврейских масс будет явной несправедливостью по отношению к другим трудящимся. Также он был против создания еврейской автономии. Эту точку зрения поддерживали нарком юстиции УССР Николай Скрипник и секретарь ЦК КП(б)У Эммануил Квиринг[18].
Активное противодействие проекту оказывали крымские власти во главе с председателем ЦИК Крымской АССР Вели Ибраимовым[21]. Их основными аргументами служило необходимость предоставления земель безземельным и малоземельным крымским татарам Южного берега и перспектива репатриации татар, ранее уехавших в Турцию. В Москве, однако, было принято решение о передаче еврейским переселенцам ещё 55 тыс. га земли. Летом 1927 года в Крым была направлена комиссия во главе с инструктором ЦК И. А. Козловым. В Симферополе был проведён объединённый пленум обкома и областной контрольной комиссии ВКП (б), на котором Козлов заявил, что землеустроительные работы в Крыму велись с нарушением законодательства, и поставил вопрос о пересмотре норм в сторону их уменьшения. В резолюции пленума признавалось «необходимым проводить землеустройство с самого начала, стимулировать земельные переделы самим крестьянством под руководством земельных органов». Против эпроголосовал В. Ибраимов, который заявил: «Что касается недочётов в землеустройстве, то я считаю, что нормы в Крыму правильны и научно обоснованны, пересмотр же их нужен только в интересах еврейского переселения на полуостров». В 1928 году Вели Ибраимов был осуждён и расстрелян (полностью реабилитирован в 1990 году), после чего сопротивление решениям центра в Крыму прекратилось[22][23].
Наиболее важным, по мнению Геннадия Костырченко, фактором, осложнявшим реализацию проекта, было наличие на юге Украины и в Крыму 5 млн безземельных крестьян. Еврейские колонисты получали бесплатно землю, импортную сельхозтехнику и семена и породистый скот, а местным жителям предлагалось ехать за Урал. Костырченко полагает, что такая ситуация способствовала резкому росту антисемитизма в СССР во второй половине 1920-х[24].
Земельный конфликт в Крыму широко использовался немецкими оккупационными властями в 1941-1944 годах для пропаганды и разжигания межнациональной розни. Коллаборационистские газеты "Голос Крыма" и «Азат Кърым» («Освобождённый Крым») печатали множество материалов в которых "коммунисты и жиды" в числе других преступлений обвинялись в попытке захвата крымских земель. 3 марта 1942 года газета «Азат Кърым» писала: «Большевики считали себя людьми „высокой культуры“, а на крымских татар смотрели чуть ещё не похуже, чем американцы и англичане — на своих негров в колониях. Вместе с тем сами принадлежали к числу москалей или жидов…»[25].
Реализация[править | править код]
Территориальное деление КрАССР к 1938 году. Еврейские национальные районы показаны синим. 16 - Лариндорфский район (центр Джурчи), 25 - Фрайдорфский район
КомЗЕТ выдвинул проект еврейской колонизации северного и северо-восточного Крыма — необжитой и наименее благоприятной для сельского хозяйства части территории полуострова. Под еврейское переселение было отведено 342 тыс. га, главным образом в Евпаторийском и Джанкойском районах. С весны 1925 года началось организованное переселение при поддержке Агро-Джойнта. В 1926 году в еврейских сельскохозяйственных поселениях Крыма проживало 4463 еврея[13].
С 1928 года темпы переселения выросли в связи с выделением новых крупных земельных участков и улучшения условий переселения, а также в результате ухудшения социальных условий в традиционной еврейской среде. В 1933 году в еврейских поселениях Крыма проживало около пяти тысяч семей — всего 20—22 тысячи человек. В 1932 году в Крыму существовало 86 еврейских сельскохозяйственных посёлков, из них четыре коммуны[13].
13 октября 1930 года был создан Фрайдорфский еврейский национальный район площадью 240 тыс. га. Общая численность населения района составила около 30 тысяч человек, из них евреев около 35 %. В 1935 году в Крыму был образован ещё один еврейский национальный район — Лариндорфский. В него вошли северная и восточная части Фрайдорфского района с 63,5 % его еврейского населения. С 1936 года Фрайдорфский район именуется в советской печати «многонациональным»[13].
С 1932 года начался упадок еврейских сельскохозяйственных поселений в Крыму. Причинами упадка стали уход населения в города, перенос усилий по еврейскому переселению в Биробиджан, сокращение и впоследствии прекращение деятельности «Агро-Джойнта». К 1941 году в 86 еврейских колхозах жило и работало примерно 17 тысяч человек[13].
Краткая еврейская энциклопедия отмечает, что коренное еврейское население Крыма почти не участвовало в создании еврейских сельскохозяйственных поселений[13].
Причины свёртывания проекта[править | править код]
8 июля 1926 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «параллельно с практической работой по северному Крыму и по плавням[26] исследовать вопрос о возможности создания, кроме того, массива на Алтае, послав туда в советском порядке компетентную комиссию»[27].
Геннадий Костырченко в книге «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм» писал[28]:
… То, что крымская еврейская автономия так и не была создана, объясняется, прежде всего, тем, что ещё весной 1927 года в качестве альтернативы было избрано переселение евреев на Дальний Восток. Этот вариант решения еврейского вопроса в СССР представлялся тогда сталинскому руководству оптимальным, особенно в пропагандистском плане.
Таким способом радикально решалась проблема трудоустройства десятков тысяч разорившихся и оказавшихся безработными в результате свёртывания политики нэпа еврейских торговцев, кустарей и ремесленников, а острота антисемитизма переселением евреев из урбанизированной европейской части в почти безлюдную местность, напротив, снижалась[29]. Одновременно планировалось улучшить демографическую ситуацию малонаселённого региона и укрепить границу с Китаем[30].
Фактически свёртывание крымского проекта началось в 1927 году, но крайне осторожно, чтобы не лишиться финансовых поступлений от «Агро-Джойнта». В мае 1929 года инициатива Ларина о выделении дополнительных земельных ресурсов была отвергнута властями[31]. В споре относительно будущего статуса еврейских поселений в Крыму возобладала точка зрения большинства деятелей Евсекции, которые видели в этом только решение экономических проблем и способ изменения социального положения евреев[13]. Максимум в части административного статуса в этом проекте — создание в 1927—1930 годы еврейских национальных районов — трёх на юге Украины и двух в Крыму[32].
Письмо Еврейского антифашистского комитета 1944 года[править | править код]
Хотя крымский проект был практически закрыт в 1930-е, тем не менее во время войны он вновь стал объектом внимания еврейских общественных деятелей и властей. Костырченко пишет, что летом 1943 года во время поездки в США члены Еврейского антифашистского комитета Соломон Михоэлс, Ицик Фефер имели разрешение Вячеслава Молотова на переговоры о материальной поддержке еврейского переселения в Крым после изгнания оттуда нацистов. Согласие взять на себя частичное финансирование такого проекта дал американский сионист Д. Н. Розенберг[33].
15 февраля 1944 года Михоэлс, Фефер и Шахно Эпштейн направили Сталину письмо с предложением создать в Крыму Еврейскую советскую социалистическую республику. Письмо редактировал Соломон Лозовский. Аргументами за создание еврейской республики были нежелание евреев возвращаться в места массовой гибели еврейского населения, необходимость сохранения еврейской интеллигенции в условиях снижения её востребованности в национальных республиках и новые вспышки антисемитизма. Биробиджанский проект при этом отвергался из-за его крайней удалённости от мест проживания «основных еврейских трудовых масс». Тем не менее в 1944 году это предложение не нашло поддержки советского руководства и стало одной из причин ухудшения отношения к ЕАК, который, по мнению кураторов из ЦК ВКП(б), занимался не тем, для чего его создавали[2][34][3][4].
Окончательная отмена черты оседлости Временным правительством в 1917 году[5], позволила большому числу евреев переселиться на земли в пределах бывшей Российской империи. Большевики видели решение еврейского вопроса в России в «советизации» евреев, а именно в отвлечении их от видов деятельности, считавшихся буржуазными (финансы, торговля, мелкое ремесленничество) и приобщении к физическому труду. Революция подорвала традиционные экономические основы существования еврейского населения и это стало серьёзным ударом по еврейским беднякам европейской части страны, лишённым средств к существованию. Из-за того, что в результате гражданской войны крупная промышленность в России была парализована, советизация евреев могла быть реализована только путём «аграризации», то есть превращения евреев в крестьян. Для этого следовало стимулировать переселение евреев на имеющиеся в России в избытке пустующие и пригодные для сельского хозяйства земли[6][7]. В начале 1920-х годов такая программа «реконструкции социального состава еврейского населения» была выдвинута официально[8].
Целесообразность создания автономной единицы для евреев России была отмечена Лениным в 1919 году. Созданный в январе 1918 года Еврейский комиссариат при Народном комиссариате национальностей занимался в том числе поиском свободных земель для расселения евреев[9].
Для организации и поддержки еврейского переселенческого движения в августе 1924 года Постановлением Президиума ЦИК СССР был создан Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся во главе с Петром Смидовичем. В декабре того же года был создан Общественный комитет земельному устройству еврейских трудящихся под руководством Юрия Ларина. Задачей последнего стала мобилизация общественности, в первую очередь, зарубежной, на поддержку землеустройческих проектов[10][11].
Еврейское земледелие в России[править | править код]
См. также: Еврей и земля
Первые еврейские земледельческие колонии в Российской империи возникли в начале XIX века в Херсонской, Екатеринославской и некоторых других губерниях южной России. В дальнейшем политика поощрения еврейского земледелия в России была свёрнута императором Александром II указом от 30 мая 1866 года.
В результате Гражданской войны, погромов, голода и эпидемий часть колоний прекратили своё существование. Многие евреи покинули местечки и бывшие колонии в поисках работы в крупных городах или эмигрировали в США, Палестину и страны Латинской Америки. К 1926 году местечки в бывшей черте оседлости лишились половины населения[12].
Сионистские организации начали свою деятельность в Крыму по созданию центров по подготовке к сельскохозяйственному труду для будущих еврейских эмигрантов в 1919 году. В 1921 году численность еврейского населения Крыма составляла 50 043 человек, в 1923 году в Крыму проживали 39 815 евреев и 5688 караимов. В 1922—1924 годах движение Гехалуц создало в Крыму 4 земледельческие коммуны, в их составе было 300 человек. Эти коммуны были ликвидированы властями в конце 1920-х годов[13].
Одновременно с созданием сионистских коммун в начале 1920-х началось стихийное переселение в Крым евреев из местечек черты оседлости с целью занятия сельским хозяйством в условиях разрухи, голода и безработицы. К началу 1925 года в Крыму было 20 еврейских сельскохозяйственных поселений, в которых жило около 600 семей. Помощь еврейским переселенцам оказывал Джойнт. В дальнейшем зарубежные организации обеспечивали в 1925—1929 годах 86 % всех расходов по устройству еврейских переселенцев в Крыму[13].
Благодаря иностранной помощи и прежде всего помощи Джойнта, еврейское земледелие в России уже к 1923 году перекрыло показатели 1917 года — 153 298 га на 75 311 чел. (работники и члены их семей) против 119 403 га на 52 758 чел[14].
Поддержка и противодействие[править | править код]
Автором идеи еврейской колонизации Крыма считается директор русского отдела американской благотворительной организации Джойнт Иосиф Розен. Официально она была выдвинута журналистом Абрамом Брагиным и заместителем наркома по делам национальной Григорием Бройдо[15]. В дальнейшем Брагин в соавторстве с Михаилом Кольцовым в 1924 году выпустил книгу «Судьба еврейских масс в СССР», в которой пропагандировалась идея создания еврейского земледельческого центра[16].
В декабре 1923 года по решению Политбюро ЦК ВКП(б) для рассмотрения этого вопроса была создана специальная комиссия под руководством зампреда СНК СССР Александра Цюрупы. Идею поддержали Троцкий, Каменев, Бухарин, Чичерин и ряд других советских лидеров[17].
Председатель Президиума ЦИК СССР Михаил Калинин в июле 1926 года в газете «Известия» заявил в поддержку крымского проекта:[16]
…лишь евреи, распылённые среди других национальностей, не могли получить себе национальную автономию, хотя их общая численность от 2,5 до 3 миллионов человек в Союзе и даёт им право на автономию
Самым активным сторонником и пропагандистом крымского проекта в СССР стал Юрий Ларин[18].
21 июля 1924 года для реализации проекта еврейского землеустройства в России была создана Американская еврейская агрономическая корпорация «Агро-Джойнт». Руководитель этой организации Розен обещал выделение 15 миллионов долларов США, но взамен требовал прекращения гонений на сионизм, иудаизм и ивритскую культуру в СССР. Договор с «Агро-Джойнтом» был подписан в декабре 1924 года[19]. 31 декабря 1927 года был заключён новый трёхлетний договор, 15 февраля 1929 года продлённый до 1953 года. «Агро-Джойнт» обязался предоставить СССР заём на 9 млн долларов на 17 лет под 5 % годовых плюс безвозмездную помощь на ещё большую сумму[20].
Против идеи создания КомЗЕТа вообще и крымского проекта в частности выступил нарком земледелия РСФСР Александр Смирнов. Он заявил, что подобное «выпячивание» еврейских масс будет явной несправедливостью по отношению к другим трудящимся. Также он был против создания еврейской автономии. Эту точку зрения поддерживали нарком юстиции УССР Николай Скрипник и секретарь ЦК КП(б)У Эммануил Квиринг[18].
Активное противодействие проекту оказывали крымские власти во главе с председателем ЦИК Крымской АССР Вели Ибраимовым[21]. Их основными аргументами служило необходимость предоставления земель безземельным и малоземельным крымским татарам Южного берега и перспектива репатриации татар, ранее уехавших в Турцию. В Москве, однако, было принято решение о передаче еврейским переселенцам ещё 55 тыс. га земли. Летом 1927 года в Крым была направлена комиссия во главе с инструктором ЦК И. А. Козловым. В Симферополе был проведён объединённый пленум обкома и областной контрольной комиссии ВКП (б), на котором Козлов заявил, что землеустроительные работы в Крыму велись с нарушением законодательства, и поставил вопрос о пересмотре норм в сторону их уменьшения. В резолюции пленума признавалось «необходимым проводить землеустройство с самого начала, стимулировать земельные переделы самим крестьянством под руководством земельных органов». Против эпроголосовал В. Ибраимов, который заявил: «Что касается недочётов в землеустройстве, то я считаю, что нормы в Крыму правильны и научно обоснованны, пересмотр же их нужен только в интересах еврейского переселения на полуостров». В 1928 году Вели Ибраимов был осуждён и расстрелян (полностью реабилитирован в 1990 году), после чего сопротивление решениям центра в Крыму прекратилось[22][23].
Наиболее важным, по мнению Геннадия Костырченко, фактором, осложнявшим реализацию проекта, было наличие на юге Украины и в Крыму 5 млн безземельных крестьян. Еврейские колонисты получали бесплатно землю, импортную сельхозтехнику и семена и породистый скот, а местным жителям предлагалось ехать за Урал. Костырченко полагает, что такая ситуация способствовала резкому росту антисемитизма в СССР во второй половине 1920-х[24].
Земельный конфликт в Крыму широко использовался немецкими оккупационными властями в 1941-1944 годах для пропаганды и разжигания межнациональной розни. Коллаборационистские газеты "Голос Крыма" и «Азат Кърым» («Освобождённый Крым») печатали множество материалов в которых "коммунисты и жиды" в числе других преступлений обвинялись в попытке захвата крымских земель. 3 марта 1942 года газета «Азат Кърым» писала: «Большевики считали себя людьми „высокой культуры“, а на крымских татар смотрели чуть ещё не похуже, чем американцы и англичане — на своих негров в колониях. Вместе с тем сами принадлежали к числу москалей или жидов…»[25].
Реализация[править | править код]
Территориальное деление КрАССР к 1938 году. Еврейские национальные районы показаны синим. 16 - Лариндорфский район (центр Джурчи), 25 - Фрайдорфский район
КомЗЕТ выдвинул проект еврейской колонизации северного и северо-восточного Крыма — необжитой и наименее благоприятной для сельского хозяйства части территории полуострова. Под еврейское переселение было отведено 342 тыс. га, главным образом в Евпаторийском и Джанкойском районах. С весны 1925 года началось организованное переселение при поддержке Агро-Джойнта. В 1926 году в еврейских сельскохозяйственных поселениях Крыма проживало 4463 еврея[13].
С 1928 года темпы переселения выросли в связи с выделением новых крупных земельных участков и улучшения условий переселения, а также в результате ухудшения социальных условий в традиционной еврейской среде. В 1933 году в еврейских поселениях Крыма проживало около пяти тысяч семей — всего 20—22 тысячи человек. В 1932 году в Крыму существовало 86 еврейских сельскохозяйственных посёлков, из них четыре коммуны[13].
13 октября 1930 года был создан Фрайдорфский еврейский национальный район площадью 240 тыс. га. Общая численность населения района составила около 30 тысяч человек, из них евреев около 35 %. В 1935 году в Крыму был образован ещё один еврейский национальный район — Лариндорфский. В него вошли северная и восточная части Фрайдорфского района с 63,5 % его еврейского населения. С 1936 года Фрайдорфский район именуется в советской печати «многонациональным»[13].
С 1932 года начался упадок еврейских сельскохозяйственных поселений в Крыму. Причинами упадка стали уход населения в города, перенос усилий по еврейскому переселению в Биробиджан, сокращение и впоследствии прекращение деятельности «Агро-Джойнта». К 1941 году в 86 еврейских колхозах жило и работало примерно 17 тысяч человек[13].
Краткая еврейская энциклопедия отмечает, что коренное еврейское население Крыма почти не участвовало в создании еврейских сельскохозяйственных поселений[13].
Причины свёртывания проекта[править | править код]
8 июля 1926 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «параллельно с практической работой по северному Крыму и по плавням[26] исследовать вопрос о возможности создания, кроме того, массива на Алтае, послав туда в советском порядке компетентную комиссию»[27].
Геннадий Костырченко в книге «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм» писал[28]:
… То, что крымская еврейская автономия так и не была создана, объясняется, прежде всего, тем, что ещё весной 1927 года в качестве альтернативы было избрано переселение евреев на Дальний Восток. Этот вариант решения еврейского вопроса в СССР представлялся тогда сталинскому руководству оптимальным, особенно в пропагандистском плане.
Таким способом радикально решалась проблема трудоустройства десятков тысяч разорившихся и оказавшихся безработными в результате свёртывания политики нэпа еврейских торговцев, кустарей и ремесленников, а острота антисемитизма переселением евреев из урбанизированной европейской части в почти безлюдную местность, напротив, снижалась[29]. Одновременно планировалось улучшить демографическую ситуацию малонаселённого региона и укрепить границу с Китаем[30].
Фактически свёртывание крымского проекта началось в 1927 году, но крайне осторожно, чтобы не лишиться финансовых поступлений от «Агро-Джойнта». В мае 1929 года инициатива Ларина о выделении дополнительных земельных ресурсов была отвергнута властями[31]. В споре относительно будущего статуса еврейских поселений в Крыму возобладала точка зрения большинства деятелей Евсекции, которые видели в этом только решение экономических проблем и способ изменения социального положения евреев[13]. Максимум в части административного статуса в этом проекте — создание в 1927—1930 годы еврейских национальных районов — трёх на юге Украины и двух в Крыму[32].
Письмо Еврейского антифашистского комитета 1944 года[править | править код]
Хотя крымский проект был практически закрыт в 1930-е, тем не менее во время войны он вновь стал объектом внимания еврейских общественных деятелей и властей. Костырченко пишет, что летом 1943 года во время поездки в США члены Еврейского антифашистского комитета Соломон Михоэлс, Ицик Фефер имели разрешение Вячеслава Молотова на переговоры о материальной поддержке еврейского переселения в Крым после изгнания оттуда нацистов. Согласие взять на себя частичное финансирование такого проекта дал американский сионист Д. Н. Розенберг[33].
15 февраля 1944 года Михоэлс, Фефер и Шахно Эпштейн направили Сталину письмо с предложением создать в Крыму Еврейскую советскую социалистическую республику. Письмо редактировал Соломон Лозовский. Аргументами за создание еврейской республики были нежелание евреев возвращаться в места массовой гибели еврейского населения, необходимость сохранения еврейской интеллигенции в условиях снижения её востребованности в национальных республиках и новые вспышки антисемитизма. Биробиджанский проект при этом отвергался из-за его крайней удалённости от мест проживания «основных еврейских трудовых масс». Тем не менее в 1944 году это предложение не нашло поддержки советского руководства и стало одной из причин ухудшения отношения к ЕАК, который, по мнению кураторов из ЦК ВКП(б), занимался не тем, для чего его создавали[2][34][3][4].