Адиабена

Еврейская и мировая история. Вопросы философии.
Мрако Бес
Замшелый консерватор
Замшелый консерватор
Сообщения: 73234
Зарегистрирован(а): 26 ноя 2001, 02:00
Откуда: Сад расходящихся Петек

Адиабена

Сообщение Мрако Бес » 18 июн 2017, 23:03

В 36–60 гг. н. э., в правление Изата, сына царя Монобаза I и царицы Елены, Адиабена добилась значительной власти и влияния внутри Парфянского царства и участвовала в династической борьбе. Перед восшествием Изата на престол, он и его мать Елена приняли иудаизм (повествование об этом событии у Иосифа Флавия и в Мидраше совпадает).

Елена (ивр. הֵילֶנֵי [הֶלֶנֵי] הַמַּלְכָּה [hеле́ней hа-малка́], царица Елена‎, Хеленей ха-малка, ок. 38–58) — наиболее известная царица Адиабены, располагавшегося в верховьях Тигра, в Месопотамии (современный иракский Курдистан) и подчинённого парфянскому «Царю Царей». Сестра и жена царя Адиабены Монобаза I. Приблизительно в 30 году н.э. вместе со своим сыном Изатом перешла в иудаизм, сделав его государственной религией Адиабены.

Приблизительно в 30 г. н.э. царица Адиабены Елена, вместе со своим сыном Изатом II (ок. 38–58/62) перешла в Иудаизм. Елена трижды принимала обет назорейства. Вторую половину своей жизни провела в Иерусалиме. Во время постигшей Иудею засухи (примерно в 45–46) Елена на свои средства закупила для голодающих зерно в Александрии (Египет) и финики на Кипре. Елена возвела ряд великолепных зданий в Иерусалиме и Лоде и пожертвовала Храму золотой светильник. Она подарила Храму также золотую доску, на которой было начертано место Торы, читаемое первосвященником, когда к нему приводили неверную жену (Иома, l. c.). Умерла в Адиабене; её останки были перевезены в Иерусалим её сыном Монобазом II и похоронены в пирамидальной гробнице, сооруженной ею в северной части города; это захоронение известно сегодня под названием Гробница царей. Эти катакомбы, известные теперь под названием "Гробницы царей", представляют поистине монументальную работу. Как обширный открытый двор, так и закрытый вестибюль, украшенный прекрасной, но ныне разрушенной колоннадой, высечены в девственной скале. Из вестибюля круглое отверстие, закрываемое круглым большим, впрочем, легко отодвигаемым камнем, ведет в саму катакомбу (этот камень, по-видимому, и есть то, что в Мишне называется Golel). Катакомба представляет трехъярусную пещеру; каждый ярус состоит из 4-х довольно просторных комнат с нишами для гробов по стенам; из одного яруса в другой ведут особые лестницы. Все сооружение высечено в скале. Именем царицы Елены названа одна из улиц в центре современного Иерусалима.

В 2007 г. начались раскопки в Городе Давида под руководством Дорона Бен-Ами из Управления древностей Израиля и Института археологии Иерусалимского университета в нескольких десятках метров к северо-западу от площади Эйлат Мазар. Под ранними исламскими и византийскими слоями, экспедиция обнаружила остатки монументального здания иродианского периода. По свидетельству Иосифа Флавия в этом месте располагался дворец царицы Елены.

Стены «Дворца Елены», построенные из массивных каменных блоков, сохранились до высоты пяти метров. Он был разрушен римскими легионерами во время взятия Иерусалима в 70 году н. э. Раскопки показали, что верхние этажи обрушились на арочные перекрытия подсобных помещений. Подвалы дворца, по-видимому, ещё некоторое время оставались местом пребывания восставших иудеев, о чём свидетельствует пробитое изнутри отверстие, которым воспользовались, чтобы выбраться из под развалин. При раскопках были найдены два скелета (мужской и подростка) с наконечниками римских стрел. Вероятно они были убиты римскими солдатами при облаве.
Царь Монобаз II (58/62 – сер. 70-х), старший брат и преемник Изата II, сделал из золота все ручки сосудов, употребляемых в Храме в Иом-Киппур, и пожертвовал золотую плиту с надписью, цитирующей главу из Пятикнижия, где говорится о замужней женщи-не, совершившей прелюбодеяние. Талмуд сообщает, что царь Монобаз II израсходовал все свои средства и сокровища, собранные его предками, на оказание помощи евреям в неурожайные годы. В мидраше "Eser Galuiot" (Jellinek Bet ha-Midr., ;V, 133–136) Mонобаз II числится среди 10-ти царей, принявших Иудейство вслед за Птолемеем. По сообщению Иосифа Флавия, Монобаз (Древн., XX, 2, 1) после смерти своего отца Монобаза временно вступил на адиабенский престол, но затем уступил царство своему младшему брату Изату, согласно воле отца. В 61 после смерти Изата он опять стал царем Адиабены и вслед за этим был вовлечен в конфликт, возникший тогда между римским и парфянским царствами. Потерпев поражение в войне с римлянами, он при заключении мира при Рандее должен был оставить римлянам заложников (Dio Cass., 62, 23). В Талмуде Монобаз описывается как один из наиболее праведных царей. Монобаз изготовил золотые ручки к посуде Храма, предназначенной для употребления в день Всепрощения (Toc. Иома, II, 3; Иома, 37б). С похвалой отзывается Талмуд также о строгой набожности всех членов дома этого царя (Нидда, 21); во время путешествий они прибивали Мезузу к дверям постоялых дворов, хотя закон не обязывает к этому, т.к. эти помещения назначены лишь для временного жилья (Toc. Meг., III, 30; Мен., 32б). Одна барайта рассказывает, что однажды во время голода Монобаз роздал народу все свои сбережения и все, что оставлено было ему отцом. Когда братья упрекнули его, говоря: «Твои родители делали сбережения, увеличив полученное от своих отцов, а ты их раздаешь», – он им ответил: «Мои родители копили на земле, а я на небе; они прятали там, где чужая рука может завладеть ими, а я кладу туда, где никто у меня их отнять не может; они собирали для других, а я для себя (ср. Втор., 24, 13); они собирали деньги, а я спасаю душу» (Тосеф. Пеа, IV, 18; Иер. Пеа, 1, 1; Баба Б., 11a).

В 61 году Монобаз II с помощью парфян отразил армянское вторжение.

Талмуд сообщает, что царь Монобаз II израсходовал все свои средства и сокровища, собранные его предками, на оказание помощи евреям в неурожайные годы.

Во время Иудейской войны против римлян царская семья из Адиабены помогала восставшим. Иосиф Флавий свидетельствует: «В рядах евреев наиболее отличившимися и доблестными были Монобаз и Кенедай, родственники Монобаза, царя Адиабены».

Верность адиабенцев еврейскому народу подверглась новому испытанию в I Иудейскую войну 66–73 в которой царская семья Адиабены принимала активное участие. Иосиф Флавий пишет, что «в рядах евреев наиболее отличившимися и доблестными были Монобаз и Кенедай, родственники Монобаза II, царя Адиабены».
Царь Адиабены Изат II родился в 1 г. Н.э. у адиабенского царя Монобаза I и сестры его Елены. Рождение Изата изукрашено легендой. Так, напр., Иосиф Флавий (Древн., XX, 2, §1) сообщает, будто во время беременности Елены Монобаз I услышал голос, что это дитя зачато по особому благословению Бога и будет всю свою жизнь счастливо. Поэтому Изат был особенно любим своим отцом, остальные же братья Изата ему завидовали. Опасаясь, как бы братья не мстили Изату, Монобаз I отправил его с большими подарками к Авеннеригу, царю Спасинхараксы, который радушно принял Изата и выдал за него замуж свою дочь Симмахо, подарив ему при этом область значительной доходности. На старости лет пред самой смертью Монобаз I послал за сыном и подарил ему область Карру (вероятно, библейский Харан), «отличавшуюся обилием пахучей смолы, амома, из которой приготовлялся ценный бальзам». После смерти Монобаза Елена добилась того, что Изат был провозглашён царём. Придворные стали уговаривать царицу по крайней мере арестовать братьев и держать их в заключении, пока не приедет Изат. Елена назначила временным правителем старшего сына своего, Монобаза. Считая безбожным не только умерщвлять родных, но и томить в темнице, а с другой стороны, не находя безопасным держать их при себе, Изат отправил часть братьев вместе с их семьями в Рим к императору Клавдию, а прочих отослал в качестве заложников к парфянскому правителю Артабану.

Ещё в Спасинхараксе Изат познакомился с неким евреем-купцом, по имени Анания, которому удалось обратить Изата в Иудаизм. Этот же Анания, по настоятельной просьбе Изата, сопровождал его, когда он был призван Монобазом в Адиабену. Тем временем и Елена, которую просветил другой еврей, приняла Иудейство. Узнав, что его матери нравятся положения Иудейской религии, Изат сам поспешил принять эту веру, а т.к. не считал себя настоящим иудеем, пока не принял обрезания, то выразил готовность подвергнуться и этому обряду. Елена пыталась отговорить Изата от этого шага, указывая, что он может навлечь на себя неудовольствие своих подданных. Анания также грозил покинуть Изата, если он будет на этом настаивать, указав, что он может поклоняться Богу, и не принимая обрезания, что Бог простит его за это упущение, т.к. он согласился на него лишь из соображений политического свойства. Царь склонился в пользу мнения Анании. Но однажды прибыл галилейский иудей Элеазар, пользовавшийся славой выдающегося знатока закона. Поддавшись совету Элеазара, Изат принял обрезание. Страх Елены и Анании оказался напрасным: мир в стране не нарушился, Изат был счастлив, всеми любим и заслужил расположение даже иноземных народов за свою доброту и милосердие.

Когда в Иерусалиме был сильный голод, Изат послал начальникам городов значительные деньги и этим спас многих от голодной смерти. Однажды парфянский царь Артабан, узнав, что сатрапы составили против него заговор, решил поехать к Изату просить его помощи. Благодаря Изату Артабану возвратили трон, и он за это подарил Изату обширную и плодородную область Низибис, которую отнял у армянского царя.

Сын Артабана, Вардан, объявил войну Изату, но не привёл своей угрозы в исполнение, т.к. парфяне, разгневавшись на своего царя, убили его, а престол передали его брату.

В 49–50 гг. при участии Изата II потерпел поражение претендовавший на парфянский престол римский ставленник Мехердат.

Брат Изата и его родственники, видя благочестие царя и всеобщую любовь к нему, решили отказаться от своей религии и принять Иудаизм.

Этот поступок стал известен подданным, и тогда (54 год) влиятельные сановники послали Авии, царю арабскому, письмо, в котором обещали ему большие деньги, если он согласится начать поход против Изата, и заявили ему, что в первом же сражении покинут Изата, ибо желают наказать его за вероотступничество. В первой же стычке все заговорщики покинули Изата. Он отступил к своему лагерю и на следующий день вновь сразился с врагами, перебил множество их, а всех остальных обратил в бегство.

Влиятельные адиабенцы отправили письмо парфянскому царю Вологезу с предложением умертвить Изата и дать им какого-нибудь другого правителя, хотя бы парфянина; они указали при этом на свою ненависть к Изату, который изменил их древней вере. Тогда Вологез послал Изату требование отказаться от предоставленных ему отцом его (Артабаном) преимуществ, угрожая в противном случае войной. Изат стал ожидать врага в уповании на помощь Бога. Посланный Вологеза рассказал ему, как велико могущество парфянского правителя, и, перечислив всех царей, находившихся у него в зависимости, пригрозил, что парфянский царь накажет Изата и его не спасет даже столь почитаемый им Господь Бог. Изат ответил, что Бог могущественнее всех в мире. Затем он пал ниц, посыпал главу пеплом, и стал с женами и детьми поститься. В ту же ночь, пока царь молился, Вологез получил известие, что скифские племена воспользовались его отсутствием и предают его страну разграблению. Вологез тотчас вернулся домой.

Вскоре после этого, на 24 году правления (Иуд. Древн., XX, 2, §3; по мнению Греца, Изат царствовал 30 лет; ср. примечание XXIII к "Ист." Греца), Изат умер 55 лет от роду, оставив после себя 24 сына и столько же дочерей. Преемником своим он назначил своего брата Монобаза. Останки Изата были похоронены под тремя пирамидами, воздвигнутыми Еленой вблизи Иерусалима.
Адиабена участвовала и в II Иудейской войне при Траяне, в результате чего, её царь Мехарасп (Мегарасп; царствовал до 116 года), приемник Изата III (царствовал ок. 73 года, приемник Монобаза II), явился наиболее сильным противником Траяна в Месопотамии (115 год), когда он примкнул к Манну из Сингара, Траян вторгся в ;диабену, завоевал её и обратил в римскую провинцию, однако при Адриане, в 117 году, Рим отказался от владения Ассирией, Месопотамией и Арменией. Но летом 195 император Септимий Север опять поднял оружие против Месопотамии, а в 196 году три дивизии римской армии напали на Адиабену.

Иосиф Флавий ("Война", предисловие, § 2) называет население Адиабены еврейским.

К концу 2 в. н.э. Иудаизм, по-видимому, прочно укрепился в Адиабене.

Некий аморай Яков из Адиабены упоминается в Баб. Батр., 26б; упоминается также и равв Зуга, или Зава, из Адиабены.
It's Yuuuuge

https://www.youtube.com/watch?v=EEA33bAXyNM


Путь Самурая — это смерть.

Мрако Бес
Замшелый консерватор
Замшелый консерватор
Сообщения: 73234
Зарегистрирован(а): 26 ноя 2001, 02:00
Откуда: Сад расходящихся Петек

Re: Адиабена

Сообщение Мрако Бес » 18 июн 2017, 23:14

Иудея – Адиабена: двести лет вместе

http://www.jewage.org/wiki/ru/Article:% ... 1%82%D0%B5
It's Yuuuuge

https://www.youtube.com/watch?v=EEA33bAXyNM


Путь Самурая — это смерть.


Вернуться в «История и философия»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 16 гостей