Израиль - вчера, сегодня, завтра - главная страница
карта сайта  карта сайта   о проекте Мегаполис  кто мы   e-mail  почта  
Израиль - вчера, сегодня, завтра - Главная страница
 

Автор Сообщение Выбрать
Borr
СообщениеДобавлено: 14 Янв 2004 23:08    Заголовок сообщения: Ислам, этатизм и социализм

Надеюсь, что все знают, что такое ислам и социализм. А вот насчет этатизма не уверен. Поэтому скопирую определение (пока я пока по наводке Авигдора его не нашел, сам не знал, что это такое)

ЭТАТИЗМ (от франц. etat — государство), направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.

Итак, обсудим : насколько исламу свойственны этатизм и социализм ? По-моему, у него есть и то, и другое, но вместе с тем не то чтобы очень сильно.

Начнем с социализма. Прежде всего - все помнят, что во время оно некоторые арабские правители избрали в качестве своего патрона СССР. Платой за патронаж СССР обычно назначал "социалистическую ориентацию". В принципе, "социалистическая ориентация" - вещь чрезвычайно удобная для тоталитарного правителя (а все клиенты СССР были, конечно же, тоталитарными правителями), поскольку дает новый, невиданный ранее уровень власти над подданными, даже и не снившийся ни персидскому шаху, ни багдадскому халифу. Т.е. можно думать, что все эти насеры, каддафи и саддамы искренне хотели ввести у себя "социалистическую ориентацию". Хотели. И У НИХ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. Поскольку определенный уровень уважения к частной собственности у мусульман есть. Нет, конечно, частная собственность у них не "священна", и до либертарианского подхода им далеко. Арабы обожают госсектор, получить в госсекторе работу - большое счастье для любого араба. Но и массово отобрать частную собственность просто чтобы русские не ругались на правителя, что он хреново на социализм ориентируется - такой номер у них тоже не проходил. Ничего даже отдаленно напоминавшее коллективизацию или "экспроприацию экспроприаторов" в исламских странах не было. Более того - когда коммунисты в Афганистане под влиянием русских "старших товарищей" попытались провести аграрную реформу, основанную на "экспроприации экспроприаторов" - это было, пожалуй, основным фактором, вызвавшим антикоммунистическое восстание.

Теперь об этатизме. Опять же - не замечаю я в исламе особого этатизма. Что, мусульмане сильно дорожат своими довольно-таки искусственными государствами ? Они готовы на все "во имя интересов государства" ? Ничего подобного. Клан для них - нечто значительно более важное, чем государство. На многое они готовы во имя ислама. Панарабизм тоже еще не умер. Но это все - не этатизм. По-моему, нет у них свойственного этатистам трепета перед Интересами Государства.

Авигдору я разрешаю рассматривать открытие мной этой темы как первый шаг к исполнению его пророчества, что через 30 лет все левые перейдут в ислам. Но все-таки - давайте обсудим. По-моему, Авигдор не подумавши ляпнул насчет особой приверженности ислама социализму и этатизму.
 
.
Vlad W.
СообщениеДобавлено: 15 Янв 2004 09:53    Заголовок сообщения:

Борр,

Пока Авигдор думает, не собрались ли Вы переходить в ислам, вставлю пять копеек.

Я не могу согласиться с Авигдором на 100% в его связи ислама и этатизма. Возможно, потому, что Авигдор по своему обыкновению считает, что его все с полуслова понимают. Я вот, вероятно, не вполне понял. Я согласен, что исламу свойствено стремление к централизации, но оно вовсе не обязательно проявляется в возвышении государства как такового. Скорее, уместнее говорить о том, что клан или мусульманская община стремяться стать тем, чем для западного человека является государство. В этом смысле этатизм ислама проявляется задолго до появления нынешних мусульманских государств, действительно, искусственных большей частью. То есть, на мой взгляд, отношение ислама к "государствоосвящению" не в том, что государство, - это высшая ценность, а в том, что все атрибуты государственного диктата реализуются в клановой и общинной жизни. Потому и современные исламские государства иногда мало отличаются от кланов. Некоторые государства даже "пофамильно" названы (Сауды). И социализм у них такой же, не навязаный государственной идеологией, а являющийся развитием кланового общака.

В общем, ИМХО, с исламом все намного хуже, чем с советским социализмом. В России и окрестностях социализм так или иначе навязали (ИМХО, предпосылки для этого были не хуже, чем в исламской среде, но не везде, и это отдельная тема), а мусульмане его сами для себя выдвинули. В итоге он оказался не настолько одиозным, чем советский, но от этого он только становится сложнее искоренимым. Все бы ничего, если бы они у себя в Саудии да Ливии этим своеобразным социализмом ограничелись, но ведь они и в Европе уже под себя переделывают, вместе с местными социал-демократами.
.
Мрако Бес
СообщениеДобавлено: 15 Янв 2004 11:45    Заголовок сообщения:

Этатизм это не любовь к конкретному государству Х ,а взгляд считающий что человек ничего сам не может,это малое дитя не ответственное ни за что и потому о нём должно заботиться гос-во.Мусульмане в массе своей как раз любят частную торговлю,но в то же время и халифа тоже.Впрочем не надо путать это с западными левыми "интеллектуалами",которые становятся мусульманами так же как ранее коммунистами,Роже Гароди был в руководстве Французской компартии и одним из первых перешёл в ислам,из ненависти к современному обществу.
.
Карамболь
СообщениеДобавлено: 15 Янв 2004 11:46    Заголовок сообщения:

Vlad W. писал(а):
Все бы ничего, если бы они у себя в Саудии да Ливии этим своеобразным социализмом ограничелись, но ведь они и в Европе уже под себя переделывают, вместе с местными социал-демократами.


По-моему, Европа начала "социализироваться" и сама, до наплыва мусульман. Да и сейчас ещё не так уж сильно влияние кучки исламских оборванцев в социальных вопросах - в вопросах внешней политики, особенно тех, которые касаются нашего региона, может быть, их и принимают в расчёт, но не тут.
.
Vlad W.
СообщениеДобавлено: 15 Янв 2004 12:04    Заголовок сообщения:

Карамболь,
Цитата:

По-моему, Европа начала "социализироваться" и сама, до наплыва мусульман.

Разумеется, сама. Но каждый сходит с ума по своему, его право. И саудовцы могут у себя кормить народ за счет нефти, держа его в абсолютной зависимости от власти. Но когда мусульмане удачно вписались в европейскую социализацию, они туда потащили и свои традиции, свою цивилизацию. А европейские социки это дело прохлопали, и все больше вынуждены играть по тем правилам, которые диктуют мусульманские иммигранты. Это закономерное явление: чем больше социализма, тем сильнее взаимная зависимость власти и подкармливаемых властью избирателей, в результате лишающая свободи и граждан, и власть.
.
Borr
СообщениеДобавлено: 16 Янв 2004 22:10    Заголовок сообщения:

Влад:
Цитата:
Я согласен, что исламу свойствено стремление к централизации, но оно вовсе не обязательно проявляется в возвышении государства как такового. Скорее, уместнее говорить о том, что клан или мусульманская община стремяться стать тем, чем для западного человека является государство.


В таком случае - это стремление к ДЕцентрализации. Поскольку клан - образование значительно меньшее, чем государство.

Мрако Бес:
Цитата:
Этатизм это не любовь к конкретному государству Х ,а взгляд считающий что человек ничего сам не может,это малое дитя не ответственное ни за что и потому о нём должно заботиться гос-во.


Нет. Это не так. Не соответствует определению этатизма. См. вступительный пост.

На самом деле я, кажется, понимаю, что понимали Авигдор, Влад и Мрако Бес под "социализмом и этатизмом". Что-то вроде социальной безответственности и уверенности индивидуума, что о нем должен заботиться кто-то наверху - клан ли, государство ли - уже не столь важно.

Что-то в этом есть. Я бы и не спорил особо с таким представлением, если бы не постоянно педалируемая Авигдором мысль, что мусульманский клан - это социализм со взломом, а еврейская община - образец либертарианства. Ну в самом деле - посмотрите на общины, которыми живут большая часть религиозных евреев и некоторая часть нерелигиозных, главным образом сефардов. Хоть убейте, но я не вижу принципиальной разницы. Та же взаимопомощь. Та же манера перед каждым чихом советоваться с общинным начальством. Тот же непререкаемый авторитет этого самого начальства.
.
Glenview
СообщениеДобавлено: 16 Янв 2004 22:17    Заголовок сообщения:

Borr писал(а):
клан - образование значительно меньшее, чем государство.
А мусульманская Умма - значительно большее, чем государство. Этакая старшая сестра Коминтерна.
.
Авигдор
СообщениеДобавлено: 16 Янв 2004 23:35    Заголовок сообщения:

Вобщемто полемизировать придется со всеми сразу и, как не странно ,меньше всего с Борром ,который в последнем посте я почти согласен.
Прежде всего хочется отметить ,что когда Борр ,Вы пишите:
Borr писал(а):

Теперь об этатизме. Опять же - не замечаю я в исламе особого этатизма. Что, мусульмане сильно дорожат своими довольно-таки искусственными государствами ? Они готовы на все "во имя интересов государства" ? Ничего подобного. Клан для них - нечто значительно более важное, чем государство. На многое они готовы во имя ислама. Панарабизм тоже еще не умер. Но это все - не этатизм. По-моему, нет у них свойственного этатистам трепета перед Интересами Государства.
Вы вольно или невольно рассматриваете тоько европейскую .я б сказал, иудео- христианскую концепцию государства. Национального государства. Но это не единственно возможная концепция - например и Рим очень трудно считать "национальным " государством... А вот совсем иное дело Халифат. Это концепция именно исламского государства. И именно движение за единный Халифат охватило современный мусульманский мир и в его надрывности ощущаются некие эсхатологические видения современного Ислама.
В книге Р.и У. Черчиль "Шестидневная Война" изд.. "Гешарим Иерусалим г.5763 и "Мосты Культуры" Москва 2003 на стр. 28 приводится свидетельство Кристофера Сайкса о проявлении определенных аспектов ментальности арабов ,которая привела их к массовому бегству из Израиля. Меня это свидетельство интересует не в контексте бегства а в контексте структуры отношений в арабском обществе.


Кристофер Сайкс писал(а):
Бежать от ожидаемого гнева- арабская черта. В этом хаосе, вызванном развалом администрации,число тех, кто спасался, было на сей раз выше, чем когда либо ранее. Дело в том, что арабский быт базируется на определенной феодальной иерархии, и больше, чем в каком либо западном обществе , население стремиться следовать примеру мэра, нотабля и духовных лиц. При виде того, как местные лидеры искали убежища за пределами страны, простой народ испытывал паническое желание следовать их примеру. Местным же лидерам было трудно усидеть на месте, когда они узнавали, что многие специалисты, богачи, чиновники муниципалитетов и члены Верховного мусульманского совета убегают....
Это свидетельство англичанина очевидца событий показывает достаточно жесткость и структурированность общественных связей в арабском обществе.
Так же представляется очень сомнительным представление о частной собственности в Исламе как о чем то священном. Халиф Омар отобра землю у сподвижника Мухаммада Билала, когда тот не сумел ее освоить и разделил между другими мусульманами. Собственно так и полагается по шариату - земля просто отбирается... Можно сравнить это с еврейской традицией ,когда царица Иезвель не смогла получить землю для расширения своих владений...

то есть в контексте не нации но уммы ислам безусловно и однозначно этатистское мировозрение.
.
Borr
СообщениеДобавлено: 17 Янв 2004 01:39    Заголовок сообщения:

Авигдор, Гленвью, какая к черту Умма ? Ну да - есть в исламе стремление к мировому господству. Так мировая религия все-таки. Да - она переживает сейчас агрессивный период, с этим тоже спорить глупо. Но о каком Халифате вы говорите ? Что - есть на горизонте Халифат ? Заметьте - кандидатов в халифы только за последние полвека было трое - Насер, Саддам, Бен Ладен. И что ? За ними побежали ? Насеровская Объединенная Арабская Республика - зародыш Халифата - показала свою жизнеспособность ? Нет. Распалась при первом же генеральском путче в Сирии, и больше к этой идее не возвращались. Несмотря на то что тех генералов, которые вывели Сирию из ОАР, тоже очень быстро свергли.

Даже арабы, которые и правда были единым народом еще в первой половине 20 века - и те все меньше и меньше арабы, все больше и больше египтяне, алжирцы и сирийцы. Да, конечно, арабские государства довольно-таки искусственны, но они существуют и они формируют новую реальность.

Цитата:
Так же представляется очень сомнительным представление о частной собственности в Исламе как о чем то священном. Халиф Омар отобра землю у сподвижника Мухаммада Билала, когда тот не сумел ее освоить и разделил между другими мусульманами


А не сам ли халиф ему перед этим землю дал ? Хочу - даю, хочу - обратно забираю. Но по большому счету Вы правы - могут мусульмане при случае собственность отобрать. Вместе с тем назвать это каждодневной практикой нельзя. Можно сказать, что они уважают частную собственность В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ. Уважение к частной собственности - это же не беременность, чтобы про него можно было говорить "или оно есть, или его нет".

Цитата:
Можно сравнить это с еврейской традицией ,когда царица Иезвель не смогла получить землю для расширения своих владений


Ну положим, не смогла она только из-за прямого Божественного вмешательства. Пока же вмешательство не произошло, имели место следующие события :

1) Муж Изевели Ахав попросил владельца виноградника отдать его "по-хорошему". Последовал отказ.
2) Изевель фабрикует против владельца виноградника обвинение, что он "хулил Бога и царя". Наказание за это - смертная казнь
3) После казни владельца виноградника Ахав вступает во владение виноградником. "Наследует" его.

На каком основании ? Уж никак я не могу в п.3 узреть признаки изначального либертарианства еврейской общины. Никакого упоминания, что владелец виноградника был бобылем, нет. С чего вдруг у него такой наследник выискался ? Или имела место "смертная казнь с конфискацией имущества" ?

Заметьте - я ничего не говорю про п. 1 и 2. С ними все ясно - Ахав был плохой царь, с него и взятки гладки. Но п.3 - из контекста такое ощущение, что это был не произвол Ахава, а как раз установившаяся процедура.
.
Glenview
СообщениеДобавлено: 17 Янв 2004 04:02    Заголовок сообщения:

Borr писал(а):
Заметьте - кандидатов в халифы только за последние полвека было трое - Насер, Саддам, Бен Ладен. И что ? За ними побежали ?
Согласен. Добавьте сюда череду номинальных бессильных халифов-марианеток за века со времени Харуна Аль-Рашида (включая и самого Харуна).

Значит умма - это не Халифат. Всё расписано в шариате настолько, что процесс унификации исламского мира уже не нуждается в государстве.
.
Borr
СообщениеДобавлено: 17 Янв 2004 12:45    Заголовок сообщения:

Гленвью:
Цитата:
Значит умма - это не Халифат. Всё расписано в шариате настолько, что процесс унификации исламского мира уже не нуждается в государстве.


Да. Наверно. Но если так, то чем Умма принципиально отличается от, например, православного сообщества ? Или от "западного мира" ? Есть еще одно наднациональное сообщество. Не оно первое, не оно последнее.

Кроме того, строить социализм вокруг Уммы - задача явно невыполнимая. Средний мусульманин может рассчитывать на помощь клана, в значительно меньшей степени - на государство. Но чтобы он рассчитывал, что ему поможет Умма ? Ну разве что в религиозном смысле - дескать, Аллах справедлив, он все расставит по местам.

Так что даже если и можно с определенной натяжкой говорить об "этатизме Уммы", то этот этатизм с социализмом никак не совместим. Или одно, или другое.
.
Vlad W.
СообщениеДобавлено: 18 Янв 2004 13:38    Заголовок сообщения:

Borr,

Цитата:
1) Муж Изевели Ахав попросил владельца виноградника отдать его "по-хорошему". Последовал отказ.
2) Изевель фабрикует против владельца виноградника обвинение, что он "хулил Бога и царя". Наказание за это - смертная казнь
3) После казни владельца виноградника Ахав вступает во владение виноградником. "Наследует" его.

На каком основании ? Уж никак я не могу в п.3 узреть признаки изначального либертарианства еврейской общины. Никакого упоминания, что владелец виноградника был бобылем, нет. С чего вдруг у него такой наследник выискался ? Или имела место "смертная казнь с конфискацией имущества" ?

Заметьте - я ничего не говорю про п. 1 и 2. С ними все ясно - Ахав был плохой царь, с него и взятки гладки. Но п.3 - из контекста такое ощущение, что это был не произвол Ахава, а как раз установившаяся процедура.

Все просто. Если чего-то не написано в одном месте, то не факт, что не написано в другом. Во второй книге Царей, 9:26, читаем (цитата по синодальному переводу, имена корявые, но смысл понятен): "истино, кровь Навуфея и кровь сыновей его видел Я вчера, говорит Господь, и отмщю тебе на сем поле...". Так что наследников ликвидировали вместе с ложно обвиненным отцем, по всей вероятности, как соучастники.

На самом деле, данный эпизод показывает, что даже с таким царем в обществе действовал суд, и были вещи, которые царь в обход суда делать не рискнул. Причем просто намекнуть судьям оказалось недостаточно, пришлось государственных ( ) свидетелей нанимать.

Разумеется, не стоит искать в событиях трехтысячелетней давности полное соответствие нынешним либертарианским идеям, но их основа, заключающаяся в ограничении полномочий власти, ИМХО, очевидно там присутствует.

По поводу децентрализации. Не думаю, что клановость приводит именно к децентрализации. Это возможно только когда кланы (и общины, если отойти от семейных связей) исходно рассматривают друг друга как равноправные. Если хотите, то пример колен Израилевых, как относительно самостоятельных кланов, разросшихся до размеров приличных государств, и живущих по одним законам, - более или менее похож на децентрализованное государство. Но в исламской истории я такого примера не знаю.
.
Yan
СообщениеДобавлено: 18 Янв 2004 18:43    Заголовок сообщения:

Да вроде Генрих 8й тоже своих жен рЭзал по приговорам суда.
В Союзе тоже юридически все обставлялось - чики-пики.
Так что не стал бы я излишне доверять древним легендам, согласно которым мудрый суд, мог царю отказать в устранении неугодного.
.
Мрако Бес
СообщениеДобавлено: 18 Янв 2004 20:56    Заголовок сообщения:

Borr

Цитата:

Нет. Это не так. Не соответствует определению этатизма. См. вступительный пост.

Очень даже соответствует.

Цитата:

На самом деле я, кажется, понимаю, что понимали Авигдор, Влад и Мрако Бес под "социализмом и этатизмом". Что-то вроде социальной безответственности и уверенности индивидуума, что о нем должен заботиться кто-то наверху - клан ли, государство ли - уже не столь важно.

Совершенно верно,социальная безответственность.Мудрое государство (партия,генсек) о нас позаботятся.Разве не этому нас учили в школе?Да и меньшевистский социализм еэсовского образца о том же.
.
Vlad W.
СообщениеДобавлено: 19 Янв 2004 10:34    Заголовок сообщения:

Yan писал(а):
Так что не стал бы я излишне доверять древним легендам, согласно которым мудрый суд, мог царю отказать в устранении неугодного.

У легенд есть замечательное свойство. Дело не в том, было ли это на самом деле (я так убежден, что было). Дело в том, что это древняя письменная фиксация отношения к полномочиям правителя государства, и констатация факта, что ни у какого царя нет права поступать по своему произволу.

Что до Генрихов разных версий и Союза с их юридическими чики-пики, то тут разница огромная. В Союзе по законам государство имело все права, не меньше, чем были у Генриха N-ого. У евреев было все не так.
.
Borr
СообщениеДобавлено: 19 Янв 2004 11:38    Заголовок сообщения:

Влад, Вы помните тест на либертарианство ? В вопросе про право там был такой вариант ответа : "Право - это выдумка, с помощью которой крутые разводят лохов". История с виноградником Навуфея лучше всего иллюстрирует этот подход. Ну в самом деле - Изевель послала к старейшинам города, где он жил, письмо с требованиям "найти негодных людей" и сфабриковать против него обвинение. Старейшины немедленно стали во фрунт. Обвинение было сфабриковано, далее мы знаем, что произошло. О чем это говорит ?

1) Ослушаться царя Израилева было не менее опасно, чем века спустя - Генриха 8 или Сталина
2) Не мытьем, так катаньем царь своего добивался
3) Правосудие целиком зависело от того, хороший или плохой был царь

В чем Вы вообще усмотрели отличие ? В том, что Изевель отобрала виноградник не напрямую, а организовала некую комедию под названием "суд" ? Так Генрих и Сталин тоже суды-комедии организовывали.

Впрочем, Вы можете особо не расстраиваться. Ведь это - не Иудейское царство, а Израильское. Это - не предки современных евреев. Потом они стали "потерянными коленами Израилевыми". Может быть, их потомки - самаритяне. Но никак не мы.

Хотел уже отправить пост, да вдруг вспомнил : Авигдор говорил, что насчет формулировки "право - это выдумка, с помощью которой крутые разводят лохов" среди либертарианцев есть разногласия, и есть группа либертарианцев, которые считают именно так. Ну что ж, вероятно, с точки зрения этих либертарианцев право Ахава и Изевели было кашерным.
.
Толстый Луис
СообщениеДобавлено: 19 Янв 2004 11:51    Заголовок сообщения:

Vlad W. писал(а):

Что до Генрихов разных версий и Союза с их юридическими чики-пики, то тут разница огромная. В Союзе по законам государство имело все права, не меньше, чем были у Генриха N-ого. У евреев было все не так.

Революционное имело, сколько-нибудь устоявшееся - уже нет.
Если требовалось формальное возбуждение дела, свидетели, улики, личное признание - значит, формально право существовало.
Между прочим, приходилось слышать, что израильское право в этом смысле куда ближе к "революционному правосознанию" - немало случаев осуждения людей (скажем, по делам о секс-домогательствах) без всяких улик, доказательств и личного признания - на основании того, что у судьи "сложилось впечатление".
.
Vlad W.
СообщениеДобавлено: 19 Янв 2004 12:40    Заголовок сообщения:

Борр,

ну ничего ж себе кашерным . Я то настаиваю на том, что ничего кашерно-либертарианского в этом нет и быть не может, но речь не об этом. Речь о том, что суд понадобился (на самом деле, вовсе не комедийный, иначе можно было бы наплевать на все свидетельские показания). Генрих и Сталин тоже устраивали суды вовсе не комедийные. Комедийные были и кое-где остаются статьи, позволяющие напрямую, в рамках правовой системы, сделать то, для чего Ахаву и Иезавили потребовались манипуляции с лжесвидетелями.

Различие не в том, кто был большей сволочью, Иезавель или Сталин, и кто из них какие законы нарушал или нет, а в том, что они могли сделать, не нарушая законов, и оставаясь в принятых в своем обществе рамках дозволенного. Возможно, это различие слишком теоретическое, но именно его я считаю фундаментальным.
.
Borr
СообщениеДобавлено: 19 Янв 2004 13:00    Заголовок сообщения:

Влад, НЕ НАРУШАЯ ЗАКОНОВ, Сталин мог очень немного. Согласно сочиненной им же конституции, он должен был бы быть кем-то вроде лидера парламентского большинства. Кто у нас сейчас председатель коалиции в Кнессете ? Запамятовал я что-то. Вот и он, ЕСЛИ БЫ СОБЛЮДАЛ ЗАКОНЫ, должен был бы быть кем-то в таком духе. Ах да, он же еще и председателем Совнаркома был. Ну ладно, тогда кем-то вроде Шарона. Да и то - только до тех пор, пока КПСС методом демократического централизма не поменяла бы его на кого-нибудь другого.

Отбирать собственность "так просто" по сталинской конституции тоже уже было нельзя. Собственно, такое было возможно только в революционной неразберихе. Понятия вроде "социально вредный элемент" и "член семьи врага народа", которыми оперировала охранка, тоже протворечили сталинским же законам. Впрочем, там была такая мера наказания, как конфискация имущества, но ее можно было применять только к лицам, совершившим преступление.

Так что все в сталинские времена - начиная от репрессий и кончая самим фактом того что Сталин руководил страной - было незаконным. Незаконным даже в рамках им самим придуманных законов.

Так что особых "фундаментальных различий" между двумя правовыми системами я по-прежнему не усматриваю. Там и там были какие-то законы, более-менее приемлемые. Там и там власть на них чихать хотела.
.
Vlad W.
СообщениеДобавлено: 19 Янв 2004 14:27    Заголовок сообщения:

Цитата:
Да и то - только до тех пор, пока КПСС методом демократического централизма не поменяла бы его на кого-нибудь другого.

Простите, я не учил историю КПСС. Демократический централизм - это когда появилось? И разве была внутри партии существенная оппозиция хотя бы годам к 30-м?

Цитата:

Отбирать собственность "так просто" по сталинской конституции тоже уже было нельзя. Собственно, такое было возможно только в революционной неразберихе.

Угу.
Конституция 1936 г. писал(а):

Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан — охраняются законом.

Ни тебе констатации неприкосновенности собственности, ни права свободного распоряжения. "Охраняется законом", и все. Как законы принимаются в соответствии с той же конституцией, процитировать? Давайте на словах, короче будет. Принимается закон Верховным Советом СССР, толкуется его президиумом.

Цитата:

Понятия вроде "социально вредный элемент" и "член семьи врага народа", которыми оперировала охранка, тоже протворечили сталинским же законам.

Еще раз угу.
Конституция 1936 г. писал(а):

Статья 103. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом.

Понятие "особого совещания" было введено абсолютно законно, полномочия тоже определены. В том числе полномочия определять меру вины и назначать наказания. Прочие мерзости тоже не противоречат понятию "случаев, специально предусмотренных законом", в данном случае, полномочий прокуратуры или особого совещания.

Цитата:
Там и там были какие-то законы, более-менее приемлемые

А Вы почитайте ту же конституцию 36 г. Забавно, особенно в разделе прав граждан:

Цитата:

Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства
...
Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.
...
В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова; б) свобода печати; в) свобода собраний и митингов; г) свобода уличных шествий и демонстраций. Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

Куда не сунься, для осуществления таких красивых прав необходимо участие государства. У Вас есть сомнения, что это самый простой и эффективный способ законно лишить кого-угодно этих прав? Да просто не признать "трудящимся", и дело в шляпе. Или констатировать факт, что в данный момент нет возможности предоставления "типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий". Альтернативные варианты осуществления прав не предусмотрены, государственное участие предписано Конституцией.

Одно из немногих прав, которое было декларировано конституцией и нарушалось в наглую, было право религиозной свободы. Но это отдельная тема. Все (или почти все) остальное же было вполне законными манипуляциями.
.
Glenview
СообщениеДобавлено: 19 Янв 2004 18:59    Заголовок сообщения:

Borr писал(а):
чем Умма принципиально отличается от, например, православного сообщества ? Или от "западного мира" ?
Я тут ношусь с одной мыслью, которую я недавно для себя сформулировал.

Умма выделяется тем, что у неё заготовлены правила поведения для тех, кто к умме не принадлежит. Магомет им расписал, как должны себя вести евреи, христиане, идолопоклонники и атеисты.

В этом смысле мусульманская община нарушает идею либертарианства о сообществе общин, которые не вмешиваются в дела друг друга.
.
Borr
СообщениеДобавлено: 19 Янв 2004 21:10    Заголовок сообщения:

Glenview писал(а):

Умма выделяется тем, что у неё заготовлены правила поведения для тех, кто к умме не принадлежит. Магомет им расписал, как должны себя вести евреи, христиане, идолопоклонники и атеисты.

В этом смысле мусульманская община нарушает идею либертарианства о сообществе общин, которые не вмешиваются в дела друг друга.


Евреи полагают, что гои должны выполнять 7 заповедей Ноаха.

Православные полагают, что все неправославные должны оправославиться, иначе гореть им в аду синим пламенем.

"Западный мир" определил т.н. общечеловеческие ценности и за особо злостное их нарушение просто-напросто бомбит. Эти общечеловеческие ценности, бесспорно, выходят за рамки христианской религии и мне, в общем, нравятся. Но мы вроде о принципе говорим.

А принцип таков, что довольно мало в мире таких общин, которые считают неприличным учить соседей жизни. Да, степень настойчивости этих поучений весьма различна.

Да и мусульмане с гяурами уже давно не по Мухаммеду обращаются. Такие известные арабские политики как Бутрос Гали и Тарик Азиз были христианами. Да и вообще - когда я был в турпоездке в Египте, на моих глазах наша экскурсоводка-христианка назвала полицейского-мусульманина козлом, и ей за это ничего не было. В общем, Коран Кораном, а жизнь жизнью.
-----------------
Влад:
Цитата:

Простите, я не учил историю КПСС.


Вот этого я точно не прощу. Я как дурак целый год ушами хлопал, а Вы хитростью, родившись на несколько лет позже, этого избежали.

Цитата:
Демократический централизм - это когда появилось? И разве была внутри партии существенная оппозиция хотя бы годам к 30-м?


На истории КПСС нас учили, что демократический централизм был всегда. А подавление оппозиции ... Еще скажите, что это законно было сделано. В 20-е годы что ни съезд - то новая оппозиция. И прекратились они только после того как главного оппозиционера Троцкого в 1927 арестовали, а в 1930 - выслали из СССР. А уж после этого всех участников хоть каких-то оппозиций начали по одному выдергивать и расстреливать "за троцкизм".

Что до собственности - да, в СССР была государственная монополия на предпринимательскую деятельность, что прискорбно. Соответственно и частная собственность была заменена "личной", т.е. предназначенной исключительно для домашнего потребления. Ну так это - особенность именно советского социализма. В западном социализме такого нет. У Генриха 8 - другого нашего фигуранта - такого тоже не было.

Цитата:

А Вы почитайте ту же конституцию 36 г. Забавно, особенно в разделе прав граждан:

Цитата:

В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова; б) свобода печати; в) свобода собраний и митингов; г) свобода уличных шествий и демонстраций. Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.


Куда не сунься, для осуществления таких красивых прав необходимо участие государства. У Вас есть сомнения, что это самый простой и эффективный способ законно лишить кого-угодно этих прав? Да просто не признать "трудящимся", и дело в шляпе. Или констатировать факт, что в данный момент нет возможности предоставления "типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий". Альтернативные варианты осуществления прав не предусмотрены, государственное участие предписано Конституцией.


Ну положим, все перечисленные свободы, кроме свободы печати, вполне могут быть реализованы своими силами. Ну еще можно как-то срывать митинги и демонстрации, отговариваясь всякими "транспортными" соображениями. Но на свободу слова никак ЗАКОННО покуситься было нельзя.

Опять же - при западном социализме эти свободы реально действуют. В отличие от государства Ахава и Изевели - там, если Вы помните, владельцу виноградника пришили не убийство или изнасилование, а "хулил Бога и царя".

Если вернуться к теме - есть у меня сильное сомнение, что мусульмане так уж социально безответственны. От государства там, как правило, получают что-то только сами государственные служащие. Все остальные максимум, на что могут рассчитывать - это на клан. Не думаю, что клан так уж всемогущ. Да, клановые знакомства могут помочь найти работу, но, думаю, это как у нас устроиться на работу по рекомендации влиятельного человека. Если ты плохой работник, то вылетишь, несмотря на рекомендацию. Впрочем, если тебя рекомендовал ОЧЕНЬ влиятельный человек, то можно работать и плохо. Но это уже мало зависит от страны и религии.
.
Мрако Бес
СообщениеДобавлено: 19 Янв 2004 21:30    Заголовок сообщения:

Borr
ну и двоечник,ну и двоечник ,ещё на 10-том съезде в 21г. Ленин провёл резолюцию о запрещении фракций и оппозиций в партии.
.
Borr
СообщениеДобавлено: 19 Янв 2004 22:27    Заголовок сообщения:

Мрако Бес писал(а):
Borr
ну и двоечник,ну и двоечник ,ещё на 10-том съезде в 21г. Ленин провёл резолюцию о запрещении фракций и оппозиций в партии.


Была такая резолюция. Тем не менее оппозиции продолжались года до 1927 - 1929. Возможно, опозиционеры были нарушителями устава.
.
Мрако Бес
СообщениеДобавлено: 19 Янв 2004 22:31    Заголовок сообщения:

Borr
да,потому их и изгоняли из партии.
.
Borr
СообщениеДобавлено: 20 Янв 2004 00:32    Заголовок сообщения:

Мрако Бес, коль скоро мы говорим о букве закона, то та резолюция в сочетании с принципом демократического централизма означала, что решение должно вызревать в низовых партийных организациях, затем представители низовой организации должны были донести мнение своей партячейки до райкома, представитель райкома должен был донести мнение большинства района до обкома, а обком - до ЦК. Т.е. мнение ЦК должно было складываться в конечном итоге из суммы мнений партячеек.

Запрет же оппозиций и публичных дискуссий относился только ко кремени, когда решение УЖЕ ПРИНЯТО. Т.е. обсуждаемая резолюция означала переход от демократии к ее урезанной форме - демократическому централизму. Та же демократия, но без прав меньшинств.

Напоминаю - сейчас мы обсуждаем только формальную сторону дела. Как это было написано, а не как это было на самом деле.
.
Мрако Бес
СообщениеДобавлено: 20 Янв 2004 04:36    Заголовок сообщения:

Borr
вот тут я нашёл объяснение этому принципу
http://socialism.ru/discussion/2003/dem_centralism_1.html
.




Powered by phpBB 2.0.5 © 2003 phpBB Group