Израиль - вчера, сегодня, завтра - главная страница
карта сайта  карта сайта   о проекте Мегаполис  кто мы   e-mail  почта  
Израиль - вчера, сегодня, завтра - Главная страница
 

Смысл существования еврейского народа - Эрец Исраэль?
Автор Сообщение Выбрать
Виталий
СообщениеДобавлено: 28 Июл 2002 21:05    Заголовок сообщения: Смысл существования еврейского народа - Эрец Исраэль?

В одном из постом я писал, споря с уважаемым участником Форума, что "идея единой и неделимой исторической Эрец-Исраэль" вовсе не является "высшим идеалом еврейского народа".

Этой же проблеме посвящена актуальная (IMHO :-) статья Аси Энтовой "Связь смысла существования еврейского народа и его земли" http://www.rjews.net/gazeta/asya22.shtml
 
.
Вл.Букарский
СообщениеДобавлено: 28 Июл 2002 23:02    Заголовок сообщения:

Нет, уважаемый Виталий. Является. И не только высшим идеалом еврейского народа, но и смыслом его существования.

Вы и Ася Энтова пытаетесь перевести все в религиозную плоскость. А разве нерелигиозный человек не может быть солдатом Эрец-Исраэль? Разве все те, кто поливал эту землю кровью, делали это во имя какого-то религиозного идеала? Разве герои ПАЛЬМАХа верили в исполнения проочества Эйхи?

Нет. Они умирали за эту землю, потом учто это их земля. Потому что нет ничего лучшего, чем умереть за свою страну, как говорил Йосеф Трумпельдор. Эта страна - свята по определению, верите вы в Синайское откровение или нет. Эта земля свята, свят каждый ее камень, каждая травинка, каждый ручеек. По этой земле ходили, завоевывали ее и проливали за нее кровь наши далекие прадеды, завещая ее нам в наследство. Наши прадеды в странах исхода обращали свои взоры к Иерусалиму, мечтая на нее попасть. Они целовали эту землю, привезенную отсюда, из Эрец-Исраэль.

Эта земля - свята, ибо в каждом ее камне - напоминание об убиенных в кострах инквизиций, в пожарах погромов, в печах Холокоста. Мы владеем этой землей в память о них обо всех. И не признавать это - значит предавать их память.

Эта земля - свята, ибо свята кровь воинов, пролитая за нее и на нее. Эта земля пропитана еврейской кровью, и отказываться от нее - значит надругаться над памятью павших воинов.

Эта земля - свята, ибо нас убивают за то, что она у нас есть.

Эта земля - свята, ибо ничего другого, кроме нее, у нас нет.

Эта земля - свята. Это даже не аксиома. Это - императив. И это не подлежит обсуждению.
.
Зеев Г.
СообщениеДобавлено: 28 Июл 2002 23:07    Заголовок сообщения:

Какие-то Аси Энтовы пытаются заморочить голову еврейскому народу ... Зачем? Чтобы его ослабить в войне за эту землю? Если нет, то для чего?
.
Виталий
СообщениеДобавлено: 29 Июл 2002 01:46    Заголовок сообщения:

Вл.Букарский писал(а):
Нет, уважаемый Виталий. Является. И не только высшим идеалом еврейского народа, но и смыслом его существования.

Вы и Ася Энтова пытаетесь перевести все в религиозную плоскость. .

С чего вы это взяли? Вы что, когда учебник истории цитируете, то обязательно "верите" в его боговдохновенность? "Эйха", как и весь ТАНАХ, кроме всего прочего еще и исторический документ.
Цитата:
Эта страна - свята по определению, верите вы в Синайское откровение или нет. Эта земля свята, свят каждый ее камень, каждая травинка, каждый ручеек. По этой земле ходили, завоевывали ее и проливали за нее кровь наши далекие прадеды, завещая ее нам в наследство. Наши прадеды в странах исхода обращали свои взоры к Иерусалиму, мечтая на нее попасть...Эта земля - свята. Это даже не аксиома. Это - императив. И это не подлежит обсуждению
- так и эту вашу тираду можно назвать "религией".

Цитата:
Эта земля - свята, ибо в каждом ее камне - напоминание об убиенных в кострах инквизиций, в пожарах погромов, в печах Холокоста. .

А это уж вы спутали. Инквизиция и Холокост были не на этой земле.

Цитата:
Эта земля - свята, ибо свята кровь воинов, пролитая за нее и на нее. Эта земля пропитана еврейской кровью, и отказываться от нее - значит надругаться над памятью павших воинов.
Вам никто и не предлагает отказываться от нее, но если вы хотите взять вытекшую еврейскую кровь за главный критерий, так присоедините в Израилю Освенцим и Варшаву.

Цитата:

Эта земля - свята, ибо ничего другого, кроме нее, у нас нет.
Есть! Есть еврейский народ, есть надежда собрать его на этой земле, надежда, что мы будем на ней жить еврейской жизнью в Еврейском государстве по еврейским законам. Если нет ничего, кроме желания неизвестно для чего получить эту землю, то и земли не будет.
.
Вл.Букарский
СообщениеДобавлено: 29 Июл 2002 21:35    Заголовок сообщения:

Виталий писал(а):
Вл.Букарский писал(а):
Нет, уважаемый Виталий. Является. И не только высшим идеалом еврейского народа, но и смыслом его существования.

Вы и Ася Энтова пытаетесь перевести все в религиозную плоскость. .

С чего вы это взяли? Вы что, когда учебник истории цитируете, то обязательно "верите" в его боговдохновенность? "Эйха", как и весь ТАНАХ, кроме всего прочего еще и исторический документ.

Я и не отвергаю Эйху как исторический документ. Но и строить на его основании историческую концепцию я бы тоже поостерегся.
Цитата:

Цитата:
Эта страна - свята по определению, верите вы в Синайское откровение или нет. Эта земля свята, свят каждый ее камень, каждая травинка, каждый ручеек. По этой земле ходили, завоевывали ее и проливали за нее кровь наши далекие прадеды, завещая ее нам в наследство. Наши прадеды в странах исхода обращали свои взоры к Иерусалиму, мечтая на нее попасть...Эта земля - свята. Это даже не аксиома. Это - императив. И это не подлежит обсуждению
- так и эту вашу тираду можно назвать "религией".

Я это и не отрицаю.
Цитата:

Цитата:
Эта земля - свята, ибо в каждом ее камне - напоминание об убиенных в кострах инквизиций, в пожарах погромов, в печах Холокоста. .

А это уж вы спутали. Инквизиция и Холокост были не на этой земле.

Инквизиция и Холокост - это то, через что мы должны были пройти перед тем как обрели нашу землю. И тем более свята для нас наша земля.
Цитата:

Цитата:
Эта земля - свята, ибо свята кровь воинов, пролитая за нее и на нее. Эта земля пропитана еврейской кровью, и отказываться от нее - значит надругаться над памятью павших воинов.
Вам никто и не предлагает отказываться от нее, но если вы хотите взять вытекшую еврейскую кровь за главный критерий, так присоедините в Израилю Освенцим и Варшаву.

В Освенциме и Варшаве мы проливали кровь, пребывая в плену. А в Эрец-Исраэль наши солдаты проливают кровь за свою землю, как свободные люди. Вы чувствуете разницу?
Цитата:

Цитата:

Эта земля - свята, ибо ничего другого, кроме нее, у нас нет.
Есть! Есть еврейский народ, есть надежда собрать его на этой земле, надежда, что мы будем на ней жить еврейской жизнью в Еврейском государстве по еврейским законам. Если нет ничего, кроме желания неизвестно для чего получить эту землю, то и земли не будет.

Еврейская жизнь - это жизнь по законам Торы? Но 613 заповедей - это очень тяжелая ноша, и нельзя ее требовать от каждого, если сам что-то не выполняешь.

Еврейский народ вне Эрец-Исраэль - народ-скиталец, жизнь которого не стоит всего золота, которым он располагает. Ни праведность, ни деньги не уберегли евреев ни от инквизиций, ни от погромов, ни от Холокоста.

Заповеди исполнять надо, но увы, этого мало. Надо уметь отстоять свое право на исполнение этих заповедей и жизнь по еврейским законам.
.
Виталий
СообщениеДобавлено: 30 Июл 2002 19:12    Заголовок сообщения:

Вл.Букарский писал(а):

Еврейский народ вне Эрец-Исраэль - народ-скиталец, жизнь которого не стоит всего золота, которым он располагает. Ни праведность, ни деньги не уберегли евреев ни от инквизиций, ни от погромов, ни от Холокоста.

Заповеди исполнять надо, но увы, этого мало. Надо уметь отстоять свое право на исполнение этих заповедей и жизнь по еврейским законам.

Я что-то не пойму в чем наши разногласия. В статье по-моему доказывается единство трех составляющих :Тора, народ Израиля и Земля Израиля. И без одного из компонентов существование остальных будет ущербным, если вообще не невозможным. Вы считаете, что необходим четвертый элемент - сила?
Идея статьи, что эти три элемента вместе эту самую силу и обеспечивают.
Вы не согласны?
.
Вл.Букарский
СообщениеДобавлено: 30 Июл 2002 20:43    Заголовок сообщения:

Виталий, суть наших разногласий в том, что для Вас единая и неделимая историческая Эрец-Исраэль не является высшим идеалом, а для меня является - наряду с Торой и народом Израиля. Просто народ Израиля становится народом Израиля только на земле Израиля и только приняв Тору, поэтому Тора и земля первичны.
.
Доктор
СообщениеДобавлено: 30 Июл 2002 21:27    Заголовок сообщения:

Вл.Букарский писал(а):
Виталий, суть наших разногласий в том, что для Вас единая и неделимая историческая Эрец-Исраэль не является высшим идеалом, а для меня является - наряду с Торой и народом Израиля. Просто народ Израиля становится народом Израиля только на земле Израиля и только приняв Тору, поэтому Тора и земля первичны.

"Чтобы всех арабов пронесло,
От Хуссейна и до Арафата.
Мы построим, всем врагам назло,
Родину от Нила до Ефрата"(Ю. Липманович)
Вл. Букарский!
Все правильно, только одно непонятно: если Тора и Земля первичны, то народ, что, вторичен? Прям как у Войновича: "Кто сдает продукт вторичный - тот сексуется отлично!"
Народ Израиля, земля Израиля и Тора являются одним целым и нечего решать что первично, а что вторично, разделяя это целое на части. Мы же не Чикатило.
.
Перец
СообщениеДобавлено: 30 Июл 2002 21:52    Заголовок сообщения:

Ну, начать с того, что первичен все-таки народ, то есть сами люди, которые, собственно, и наполняют существование собственным смыслом.

Далее - земля. Конечно же, священна. Без территории как же? Никак. Сидели на этих пятнадцати аршинах и будем сидеть, а то еще и расширим жилплощадь.

А вот Тора - увольте. Не верю я в бога, а соблюдать религиозные обряды ради чувства национальной сопричастности мне не требуется. Я и так ее ощущаю. Об этом уже писал Букарский. В качестве же исторического аргумента, подтверждающего право евреев на эту землю, Тора вполне может подойти. Тут уже каждое лыко в строку пойдет - главное, так сказать, базу подвести.
.
Саша З.
СообщениеДобавлено: 30 Июл 2002 22:18    Заголовок сообщения:

Владимир, Ася Энтова права, в каждом ее слове. Поймите, то о чем пишете Вы, называется патриотизмом, в его европейском понимании. Вы упоминаете Трумпельдора, и так уж получается, что для Вас это примерно то же, что для Италии Гарибальди, для России - скажем, Кутузов или Суворов, а для США - Д. Вашингтон. Но евреям подобный подход чужд. При всем моем уважении к Трумпельдору, Герцлю, Жаботинскому, кто такие они в сравнении с тем, кто дал нам эту землю?

В Ваших рассуждениях нет ничего, что отличало бы евреев от других народов. патриотизм римской закваски, родившийся не где-нибудь, а в древнем Риме - заклятом враге тогдашней Иудеи. На нем далеко не уедешь - сметут нас отсюда, если не будет чего-то еще поглубже.
.
Перец
СообщениеДобавлено: 30 Июл 2002 22:21    Заголовок сообщения:

Саша З. писал(а):
При всем моем уважении к Трумпельдору, Герцлю, Жаботинскому, кто такие они в сравнении с тем, кто дал нам эту землю?


Вы имеете в виду ООН?
.
Хаче
СообщениеДобавлено: 30 Июл 2002 22:36    Заголовок сообщения:

Интересно, что всё это обсуждает Раши в своём коментарии на первое предложение Торы:

1. В начале сотворения Всесильным неба и земли

- в начале

Сказал раби Ицхак: "Надлежало бы начать Тору со (стиха) "Этот месяц для вас - глава месяцев" [Имена* 12, 2], который является первой заповедью, данной (сынам) Исраэля. Почему же (она) начинается с ( сотворения мира)? Потому что "силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен" [ Псалмы 111, 6]. Ибо если скажут народы мира Исраэлю: "Разбойники вы, захватившие земли семи народов", то (сыны Исраэля) скажут им: "Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам".

- в начале сотворил

Этот стих требует истолкования, как толковали его наши мудрецы: ради Торы, нареченной, началом пути Его [Притчи 8. 22], и ради Исраэля, нареченного начатком плодов Его [ Ирмияу 2, 3] (т.е. приставка может обозначать цель или причину, и стих следует понимать так: Ради Торы и Исраэля, которые называются "началом", Б-г сотворил небо и землю).
.
Перец
СообщениеДобавлено: 30 Июл 2002 22:45    Заголовок сообщения:

Хаче писал(а):

Ибо если скажут народы мира Исраэлю: "Разбойники вы, захватившие земли семи народов", то (сыны Исраэля) скажут им: "Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам".


Насколько я понимаю, уважаемый Хаче, хоть я и не рав, но формальная логика вполне допускает и обратный, так сказать процесс:

Ибо если скажет Исраэль народам мира: "Разбойники вы, захватившие земли одного народа", то (народы мира) скажут ему: "Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее вам (на время), по воле Своей Он отнял у вас и дал ее нам".

В общем, наш аргумент: Он дал, а их аргумент: Он и взял
.
Виталий
СообщениеДобавлено: 31 Июл 2002 00:14    Заголовок сообщения:

Вл.Букарский писал(а):
Просто народ Израиля становится народом Израиля только на земле Израиля и только приняв Тору, поэтому Тора и земля первичны.


Земля не может быть первична, а народ вторичен уже постольку, поскольку большая часть народа существовала 2 тыс. лет вне этой земли.
Утверждая, что настоящие евреи, только те, кто живут в Земле Израиля вы уподобляетесь сионистам-социалистам 50-летней давности. Они тоже считали, что всю историю галута надо забыть и вырастить новый народ - израильтян.

Перец писал(а):
А вот Тора - увольте. Не верю я в бога, а соблюдать религиозные обряды ради чувства национальной сопричастности мне не требуется.

Верите вы в Бога или не верите, но пишите с его с большой буквы. В божков с маленькой буквы верить зазорно. Но если вас смущает только это, то вместо слова Тора, ставьте кульТура, звучит похоже, а означает почти то же. Вот Ахад ха-Ам , поборник "национально-культурного сионизма" даже термин другой придумал, чтобы отличаться от сионистов-социалистов - "палестинофильство". Вот что он писал по поводу народа, земли и культуры :

"Но если "сионизм" глядит на еврейское государство как на средство избавления от нищеты, обеспечения полного спокойствия и национальной чести, палестинофильство знает, что наше государство не даст нам всего этого до тех пор, пока не "воцарится всеобщая праведность над всеми народами и государствами", и потому оно видит в еврейском государстве лишь "надежное убежище" для духа еврейства, культурные узы, объединяющие нацию.
...ибо только посредством национальной культуры и ради нее может еврейское государство быть создано в соответствии с волей и потребностями еврейского народа. "

Он предостерегал, что сионисты создадут здесь "государством немцев или французов, принадлежащих к еврейской расе...
Такое государство никогда не достигнет достаточного политического могущества, чтобы им можно было гордиться, и в то же время будет чуждо внутренним духовным силам еврейства. Ничтожное государство, сделавшись "мячом в игре могущественных соседей, поддерживающее свое существование лишь дипломатическими уловками и раболепством перед избранниками фортуны", не сможет дать нам чувства национальной гордости; а национальной культуры, в которой могли бы мы обрести источник гордости, не будет в таком государстве"
Он писал это 105 лет назад и как в воду глядел!
.
Перец
СообщениеДобавлено: 31 Июл 2002 00:33    Заголовок сообщения:

Виталий писал(а):
Верите вы в Бога или не верите, но пишите с его с большой буквы.


Хорошо специально для Вас. Бог, Бог, Бог.

Цитата:
В божков с маленькой буквы верить зазорно. Но если вас смущает только это, то вместо слова Тора, ставьте кульТура, звучит похоже, а означает почти то же.


Это вообще непонятно что и к чему.

Цитата:
Вот Ахад ха-Ам , поборник "национально-культурного сионизма" даже термин другой придумал, чтобы отличаться от сионистов-социалистов - "палестинофильство". Вот что он писал по поводу народа, земли и культуры :
"Но если "сионизм" глядит на еврейское государство как на средство избавления от нищеты, обеспечения полного спокойствия и национальной чести, палестинофильство знает, что наше государство не даст нам всего этого до тех пор, пока не "воцарится всеобщая праведность над всеми народами и государствами", и потому оно видит в еврейском государстве лишь "надежное убежище" для духа еврейства, культурные узы, объединяющие нацию.
...ибо только посредством национальной культуры и ради нее может еврейское государство быть создано в соответствии с волей и потребностями еврейского народа. "
Он предостерегал, что сионисты создадут здесь "государством немцев или французов, принадлежащих к еврейской расе...
Такое государство никогда не достигнет достаточного политического могущества, чтобы им можно было гордиться, и в то же время будет чуждо внутренним духовным силам еврейства. Ничтожное государство, сделавшись "мячом в игре могущественных соседей, поддерживающее свое существование лишь дипломатическими уловками и раболепством перед избранниками фортуны", не сможет дать нам чувства национальной гордости; а национальной культуры, в которой могли бы мы обрести источник гордости, не будет в таком государстве"
Он писал это 105 лет назад и как в воду глядел!


Для того, чтобы это написать, не надо глядеть в воду. И без оной ясно, что религиозный фанатизм является прекрасной почвой для теснейшего сплочения в борьбе за "свое родимое". Все остальные идеологии бренны, религия же затрагивает самые сокровенные сомнения души человеческой и позволяет их заглушить, произведя замену собственного критического мышления на безрассудную веру в высший авторитет.

Ясно, что подобный массовый образ жизни помог бы евреям без сомнений и раздумий отвоевывать место под солнцем и укреплять свои ряды. Но вот загвоздка - не верю я в Бога, и поэтому сплотиться в бескомпромиссной уверенности в Божественном праве своем никак не могу. На любой другой основе, приемлемой в природе - на выживании рода, защите территории, инстинкте самосохранения - могу, а вот на религиозной никак.
.
Yigal
СообщениеДобавлено: 31 Июл 2002 12:01    Заголовок сообщения:

Прекрaснaя стaтья Aси Энтoвoй. Кaждoе слoвo в тoчку. Чувствуется нaстoящaя еврейскaя душa.

Вл.Букарский писал(а):
Они умирали за эту землю, потому что это их земля.


Влaдимир, вы кaк бы вклинивaетесь пoсредине, рaзрывaя все естественные связи евреев с Эрец Исрaэль. A пoчему этo нaшa земля? Ктo скaзaл, чтo этo нaшa земля? Пo кaкoй причине этo нaшa земля? Пoтoму, чтo мы тaк решили? Тaк мы мoжем тaзкже решить, чтo мoжнo пoделить Иерусaлим, oткaзaться oт Зaпaднoй Стены. Этo нaшa земля пo oднoй единственнoй причине - пoтoму чтo тaк нaписaнo в Тoре, a еврейский нaрoд и Тoрa - этo oднo целoе, дaже если чaсть еврейскoгo нaрoдa сегoдня вoспринимaет Тoру, кaк истoрический дoкумент. Кoгдa Бен Гуриoнa спрoсили предстaвители aнглийскoгo мaндaтa, пo кaкoму прaву oн предентует нa Эрец Исрaэль, oн пoлoжил нa стoл Тoру и скaзaл : "Нa oснoвaнии этoй Книги!".
Пoэтoму, этo нaшa земля. Не в связи сo слепoй верoй без всяких нa тo oснoвaний, a нa oснoвaнии этoй Книги.
.
Программист
СообщениеДобавлено: 31 Июл 2002 12:46    Заголовок сообщения: -

Поскольку у меня, согласно уважаемому Игалю и прекрасной Машеньке есть основания считать себя евреем, включусь в разговор
Вл.Букарский писал(а):
Потому что нет ничего лучшего, чем умереть за свою страну, как говорил Йосеф Трумпельдор.

Так и шахиды считают, не только Римляне.
Израиль вызывает симпатии в споре с палестинцами еще и потому, что независимо от всяких религиозных и исторических прав - Израиль построил на своей земле государство, более привлекательное, чем все арабские вместе взятые. Т.е. историческое право и право, вытекающее из Торы, подтверждено современной практикой: Израиль показал уже, что понимает, для чего ему нужна земля, лучше чем арабы.
Тору, иудаизм принимают не все евреи, не всем израильтяне. Но в чем естественные чувства справедливости и милосердия расходятся с Торой? Много нужно стараться в поисках примера!
Израиль создан чудом: как иначе назвать торжество сионистской идеи с 19-го века. Израиль существует чудом - как иначе можно назвать жизнь государства среди столь численно преобладающих врагов. И в этой перманентной войне Израиль не утратил человечности. Стоит Израилю пригнуться к земле и ничего кроме нее не увидеть - недолго ему жить.
.
Лев
СообщениеДобавлено: 31 Июл 2002 13:15    Заголовок сообщения:

Саша,

не отрицая важности Торы и религии, не стал бы пренебрежительно отзываться о "простом", старом добром патриотизме "как у британцов \ американцов \ французов \ шотландцев...
.
Yigal
СообщениеДобавлено: 31 Июл 2002 13:30    Заголовок сообщения:

Лев, личнo мне oчень импoнирует стaрый дoбрый пaтриoтизм. Нo, кaк пoкaзывaет истoрия, нa oднoм тaкoм пaтриoтизме дaлекo не уедешь. Пaтриoтизм - этo следствие, a не причинa. Oн дoлжен нa чём-тo бaзирoвaться, нa чём-тo oснoвывaться.
Берёзки, пески, зaснеженные Aльпы и другие прoявления пoчвеннoгo пaтриoтизмa - этo нечтo пoверхнoстнoе. Если убрaть эту пoчву, oн мoментaльнo трaнсфoрмируется в пaтриoтизм к другoму рельефу, другoй рaстительнoсти. Чтoбы пережить 2000 лет изгнaния oдних "берёзoк" недoстaтoчнo. Дoлжнa быть высшaя, духoвнaя кaтегoрия, кoтoрaя не рaссеивaется, кaк мирaж с изменением климaтических услoвий. A у евреев этo не чтo инoе, кaк еврейскaя трaдиция и еврейские ценнoсти. Кoтoрые и есть стержень еврействa. Сплaв этoгo стержня с любoвью и предaннoстью к свoему нaрoду и к свoей земле - этo тo, чтo дaёт нaм силы прoдoлжaть нaш нелёгкий путь.
.
Gluk
СообщениеДобавлено: 31 Июл 2002 13:34    Заголовок сообщения:

Лев писал(а):
Саша,

не отрицая важности Торы и религии, не стал бы пренебрежительно отзываться о "простом", старом добром патриотизме "как у британцов \ американцов \ французов \ шотландцев...


Нет Лев, Вы не оценили этой прекрастной шутки юмора - у евреев не простой патриотизм, он у нас сложный. Если солдат стоит с автоматом где-то в Газе - то это патриотизм "римской закваски". А если он молится за тридевять земель от Израиля, где-нибудь в России или США - он настоящий еврейский патриот.
.
Лев
СообщениеДобавлено: 31 Июл 2002 13:34    Заголовок сообщения:

А у французов? У шотландцев?
.
Саша З.
СообщениеДобавлено: 31 Июл 2002 13:35    Заголовок сообщения:

Лев, Игаль за меня уже в общем-то ответил. Я со своей стороны обращу твое внимание, что он пишет о ценностях, о традиции. Иудаизм - это не религия, это нечто гораздо бОльшее.
.
Часовой пояс: GMT +3:00